Велосипед зимой: что нужно, чтобы кататься зимой с удовольствием

инфо

Велосипед зимой
Велосипед зимой. Photo by Sheng P CC BY-ND

Зима близко… Пора поставить своего железного коня на хранение и забыть о нем до весны? Ничего подобного! То, что велосипед является исключительно летним видом транспорта, ― не более чем стереотип!

Поговорим о том, что нужно, чтобы кататься на велосипеде и в холодное время года, не превращая поездку в пытку и игру на выживание.

Покрышки

В идеале резина должна быть зимней. Шипованной. Но то в идеале. Если вы не планируете участвовать в гонке Ледовый шторм на Байкале, обычные покрышки вполне сносно ведут себя зимой. Требований к покрышкам зимой три.

1. Агрессивный протектор. Рисунок на резине должен быть четким и выпуклым. Если за лето ваша покрышка порядком облысела – не рекомендую выезжать на ней куда-то зимой.

2. Ширина покрышки – 3,5 см и более. Чем шире, тем больше контакт с дорогой, тем лучше сцепление. Шоссейному велосипеду с узкими колесами куда сложнее будет удержаться на скользкой дороге, чем фэтбайку.

3. Низкое давление в камерах. Для зимней езды накачайте колесо до минимальных рекомендованных значений. Опять же, для большего контакта с дорогой.

Фонари

Зимой темнеет рано. Если велосипед для вас – средство доставки вашего организма на работу и с работы, то и туда, и обратно вы гарантированно будете ехать по темноте. Позаботьтесь о том, чтобы и вас было видно другим участникам дорожного движения (задний фонарь), и вам были видны неровности дороги (велофара).

Тормоза

Гидравлические тормоза идеальны летом, но зимой жидкость в них густеет, а то и вовсе замерзает, и тормоза начинают работать менее эффективно.

Ободные зимой тоже покажут себя не лучшим образом. Их рабочая поверхность на морозе дубеет и рабочей быть перестает. Если возможности установить другие тормоза нет (или просто лень делать это ради редких поездок) – небольшой лайфхак. Если велосипед какое-то время простоял на морозе, стартовав, с десяток раз легонько тормозните, разогревая их трением об обод. Ну и при езде регулярно подтормаживайте, проверяя их работу и поддерживая в разогретом состоянии.

Оптимальный вид тормоза для езды зимой – дисковый. Вот с ним проблем не будет при должной чистоплотности. Но об этом ниже.

Чистоплотность

Вряд ли для вас новость, что за велосипедом нужно ухаживать. Зимой он требует гораздо больше внимания, чем летом. Зима в городе – это не Белое Безмолвие. Это серая грязь. Грязь повсюду. И вся она, насыщенная дорожными реагентами, будет у вас на велосипеде, вызывая коррозию металлических частей, набиваясь в тормоза, звезды и шестерни. 

Чистите и смазывайте велосипед чаще. Значительно чаще, чем летом. Смазка раз в месяц – просто обязательная процедура.

Крылья

Если летом вы могли позволить себе ездить без них, то зимой даже не думайте выезжать из дома, не прикрыв колеса крыльями. Длинными, полноразмерными, серьезными. Иначе уже через 10 минут поездки ваша спина будет напоминать холст работы пуантилиста.

Одежда

Вот, пожалуй, главное, над чем предстоит поработать в рамках подготовки к зимним поездкам. Обычная одежда не подходит категорически. Во время катания ваш организм будет выделять большое количество тепла, поэтому в пуховике, в котором вы бы вышли на прогулку зимой, вы взмокнете уже на пятой минуте.

Но легкая одежда – тоже не вариант, ибо при любой остановке вы очень быстро замерзнете. Да и зимний ветер сделает свое черное дело…

Подбор одежды для зимних поездок сугубо индивидуален и зависит от персональных особенностей организма, но основной принцип – многослойность. Нижний слой должен хорошо отводить влагу. Средний – держать тепло. Верхний – защищать от ветра.

Перчатки и носки 

Специально выделяю их в отдельный пункт. Каким бы горячим русским парнем (или девушкой) вы ни были – категорически не рекомендую выезжать в минусовую температуру без этой детали экипировки. Пальцы отмерзают моментально, а значит даже в -1 вы уже не так оперативно нажмете на тормоз, а в -10 имеете все шансы заработать обморожение. 

Поэтому, из личного опыта, настоятельно рекомендую: теплые перчатки (удобные, минимально стесняющие движения) и зимняя обувь с теплыми носками.

Велокомпьютер

…умрет. Увы, о нем на зиму придется забыть. В сети периодически мелькают посты о том, что та или иная фирма создала компьютер, стабильно работающий даже в лютые морозы, но… В лучшем случае такой гаджет стоит бешеных денег, в худшем – сдохнет на морозе и он.

Хорошая физическая форма

Надеюсь, за лето вы хорошо накачали ноги, потому что езда зимой требует повышенной выносливости. Давление в камерах меньше, сцепление с дорогой больше, а значит и усилий нужно прилагать больше. Езда по рыхлому снегу вообще заменяет поход на фитнес.

Будет сложно! Но интересно!

Комфортная температура

Давайте без экстрима. Не стоит устраивать себе проверок на морозоустойчивость и ехать в соседний город в -40. В среднем комфортная температура для поездок на велосипеде – в пределах -15 градусов. Если температура ниже, это уже испытание и для механизмов байка, и для вас. 

Однако, безусловно, все индивидуально. Порой я и в -40 вижу на дорогах велосипедистов, при одном взгляде на которых ежатся и водители, и пешеходы.

Пробуйте, экспериментируйте, определяйте свой предел мороза самостоятельно.

Аккуратность в вождении

Намеренно оставляю этот пункт напоследок, как самый важный.

Езда на велосипеде зимой разительно отличается от езды летом, и речь не только о повышенной нагрузке на мускулы. Зима – это не только снег и мороз, это еще и лед, а лед опасен для всех, независимо от того, передвигаетесь вы на двух колесах или четырех. Поэтому несколько советов по зимнему вождению.

1. Не гоняйте. Тормозной путь зимой даже на чистом асфальте будет значительно длиннее, чем летом. На морозе дубеют не только тормоза, но и резина. Эффективность торможения падает. Поэтому выбирайте скоростной режим соответственно. Остановиться быстро не получится.

2. Тормозите обоими тормозами и делайте это плавно, иначе уйдете в занос. Сначала – плавное нажатие на задний тормоз, мгновение спустя – не менее плавное нажатие на передний. Не допускайте резкого торможения с полной блокировкой колес – улетите в ближайший сугроб или что потверже.

3. Не тормозите на поворотах. Не то, что резко не тормозите, а вообще избегайте это делать. Сначала сбавьте скорость, а уже потом входите в поворот.

Вот, собственно, и все. Главное – не бойтесь зимы. Не бойтесь, но имейте к ней уважение.


Кирилл Кудряшов
22 ноября 2022