Да будет свет! Да воссияют велофары! Да возгорятся стоп-сигналы! Да возмигнут поворотники!
А собственно, зачем они все это всё сделают?
Ответов два: комфорт и безопасность.
В правилах дорожного движения ОБЯЗАТЕЛЬНОГО требования к осветительным приборам на велосипеде не прописано. Даже носить одежду со светоотражающими элементами или устанавливать их на велосипед всего лишь РЕКОМЕНДОВАНО. Но если вам дорога ваша жизнь, и вы не хотите провести часть велосезона в гипсе, вы понимаете, что чем заметнее вы на дороге, тем меньше ваши шансы стать участником ДТП.
Аналогично и с дорогой. Чем заметнее она для вас в темное время суток, тем меньше вероятность угодить колесом во внезапную яму или наехать на гвоздь.
Итак, что же такого светящегося повесить на велосипед, чтобы ездить было светло, комфортно и безопасно.
Фонарик
Да, обычный карманный светодиодный фонарик. С помощью недорогого крепления, которое можно купить в любом магазине, он цепляется к рулю и несколькими движениями регулируется по высоте и наклону так, чтобы светил он на дорогу, а не на колесо или в небо.
Photo by Richard Masoner Cyclelicious on Flickr CC BY-SA
Только не направляйте фонарь прямо перед собой, пусть он светит вперед и вниз, под наклоном. Пешеходы, ослепленные вашим фонариком, спасибо вам не скажут, ну а водитель встречного авто и вовсе может от неожиданность вильнуть рулем в вашу сторону. А оно вам надо?
Как фонарик выбрать?
Включите его и посмотрите, как он светит. В зависимости от конструкции фонарика, он может давать либо мощное световое пятно впереди себя, либо менее яркое, но зато рассеянное по большей площади. Я рекомендую второй вариант, потому как фонарь с узким пучком излучения может ослепить отраженным светом и вас. Да и полезно все-таки видеть не только узкий участок пути перед собой, но и часть дороги по бокам.
Однако, если ваша задача ехать через темный лес на максимально возможной скорости – выбирайте узкий пучок. Четче будете видеть дорогу перед собой.
Существуют и фонари с изменяемой фокусировкой пучка. Стоят чуть дороже, но зато удобно: захотел – сделал пучок пошире, чтобы хорошо видеть обочину. Захотел – сделал узкий пучок, пробираясь по темной лесной тропинке, чтобы в деталях высветить любые препятствия.
Второй важный параметр – интенсивность света, измеряемая в люменах. Диапазон интенсивности карманных фонариков – от 400 до 1200 люменов. Рекомендованное значение интенсивности света для велосипедного фонаря – 600-800 люменов.
Ещё одна важная характеристика светодиода – цветовая температура. Вы наверняка сталкивались с этим параметром при выборе домашних лампочек. Теплый или холодный свет. Для велосипедного фонаря выбирайте теплый свет, он приятнее для глаз.
Аккумулятора фонарика, как правило, хватает на час, максимум на два. Поэтому если ваша задача – не добраться домой по внезапно наступившей темноте, а долго и с удовольствием кататься ночью, озаботьтесь возможностью подзарядки. Запасные аккумуляторы в рюкзаке или закрепленный на руле powerbank, к которому в любой момент можно подключить зарядник от фонаря.
Велофара
Габаритами побольше фонарика, но зато и аккумуляторы в ней более емкие, хватает на больший промежуток работы. Да и пучок света у фары, как правило, шире и мощнее.
Photo by Gavin Anderson on Flickr CC BY-SA
Фары бывают одинарные и двойные, то есть, вот прям как две автомобильные фары, но расположенные близко друг к другу, с переключателем на ближний и дальний свет, а также с дневными и ночными мерцающими ходовыми огнями, опять же, чтоб вы были заметны издалека.
Powerbank на расстоянии небольшого провода от фары все равно может пригодиться, если ночные поездки для вас – частое и долгое явление. Аккумулятора фары хватит максимум часа на 3.
Но еще, как вариант, существуют фары с аккумулятором и генератором в комплекте. Генератор представляет собой небольшую динамо-машину, крепящуюся за колесо, и стабильно вырабатывающую ток при вращении колеса. Электричество запасается в аккумуляторе и тратится фонарем по мере необходимости.
Правда, сейчас из-за доступности powerbank, который можно носить с собой в рюкзаке или даже в кармане, динамо-машины отошли в прошлое, и увидеть их можно разве что на велосипедах истинных “маньяков”, девиз которых – “Использовать байк по-максимуму”.
Задний маячок, стоп-сигнал и поворотники
Как правило продаются в комплекте, в одном корпусе. Но есть и одиночные задние фонари, мигающие красным светом. Да, задний фонарь должен быть именно маяком, мерцание которого заметнее, чем просто ровный красный свет.
Photo by Tredz.co.uk Images on Flickr CC BY
Энергии он потребляет в десятки раз меньше, чем передняя фара, поэтому источником питания в маячке служат, как правило, батарейки. Прицепил на велосипед и катайся как минимум половину сезона. Не забывай только иногда поглядывать: не сдохла ли батарейка. Но есть и варианты с аккумулятором. Они чуть дороже, но зато не надо потом тратиться на батарейки. Заряжаются как телефон, стандартной зарядкой.
Несколько дороже, но куда удобнее – установить на байк сразу полный комплект задних фонарей.
Маячок предупредит идущие за вами автомобили о вашем существовании. Стоп-сигнал сработает, когда вы затормозите (да, нужно будет подключить кнопку к рукоятке тормоза), ну а поворотники позволят не отвлекаться на демонстрацию поворота рукой.
Электропитание таких комплектов – как правило от аккумуляторов, либо сменных, либо подзаряжаемых стандартным телефонным проводом. Есть варианты полного обвеса велосипеда освещением, продающиеся сразу комплектом. Фара, задние огни, общий аккумулятор на все приборы либо генератор тока.
Обвешивайтесь и сияйте. Разными огнями, чтобы быть заметным на дороге, ну и просто от удовольствия после хороших покатушек по ночному городу.