Коллекция Рика Вулфа

культура, выставка

Коллекция велосипедов Рика Вулфа. Photo by Michelle Both, CBC
Коллекция велосипедов Рика Вулфа. Photo by Michelle Both, CBC

Наверное, каждый человек, решивший купить велосипед, задавался вопросом: "Куда я его буду ставить?" А вот Рик Вулф из Канадской провинции Онтарио построил для своих велосипедов отдельное здание. Все дело в том, что велосипедов и мотоциклов у него в общей сложности порядка двухсот!

И с мая по август 2023 года значительная часть его коллекции выставлена в Центре наследия округа Элгин, что в городе Сент-Томас, на выставке "Велоспорт: нерассказанная история".

 Сейчас Рику 66 лет, и 52 года из них он коллекционирует двухколесный транспорт. Преимущественно – велосипеды, разных эпох и конструкций. Прогулявшись по дому Вулфа, можно отследить всю историю велоиндустрии: от пенни-фартингов до современных байков.

Любовь к велосипедам привил Рику его дедушка, ездивший из Лондона (да, в Канаде есть свой Лондон) на шахты в Садбери, а это порядка 500 километров. История умалчивает, как часто дедушка преодолевал это расстояние, и за какое время, но коллекционер утверждает, что даже когда в семье появилась современная машина, его дед предпочитал ездить в Садбери именно на велосипеде.

 Звезда коллекции Вулфа – французский пенни-фартинг 1869 года выпуска! Настоящий раритет, приобретенный им на аукционе лет 5 назад. Показывая этого красавца, канадец комментирует: "Вес подобного велосипеда – порядка 50 килограмм. Колеса – металлические. Никаких резиновых шин, они на тот момент еще не были изобретены. Никакой амортизации! Представляете, каково было на нем ездить? Не зря такие велосипеды называли "костотрясами". При этом сидите вы на высоте человеческого роста… Падать с такой высоты – очень больно. И, летя с велосипеда, остается только молиться, чтобы эта махина не завалилась на вас!"

Рик Вулф с велосипедом 1869 года.
Рик Вулф с велосипедом 1869 года. Photo by Michelle Both, CBC

Рик знает, о чем говорит: однажды он участвовал в велопробеге на пенни-фартингах, проехав на подобном велосипеде от Торонто до Филадельфии чуть больше тысячи километров.

 Помимо самих велосипедов в коллекции много артефактов, связанных с ними. Костюмы, медали велогонщиков разных эпох, фотографии. Фонари…

"Это сейчас используются компактные электрические фонари! – рассказывает Рик, – а на заре эпохи велосипедов на них устанавливали маленькие керосиновые фонарики, которые худо-бедно освещали дорогу. Вообще то время было очень интересным в плане развития велосипедов. Конкуренция была огромной, в мире существовало около 600 производителей велосипедов, и каждый старался выдать что-то новое, чтобы привлечь покупателей именно к своему продукту. Потому новинки следовали одна за другой и зачастую были революционными".

 В общем, по коллекции Рика Вулфа можно отследить развитие велоиндустрии от самых ее истоков и до сегодняшнего для. Интерес Центра наследия Элгина к этой коллекции вполне закономерен. Первая ассоциация велосипедистов Канады была зарегистрирована именно в Сент-Томасе в далеком 1881 году.

И если в ближайшее время вы соберетесь в Канаду – знайте, выставка открыта до августа 2023 года.

 Впрочем, неплохие веломузеи можно найти и в России. Самый известный, музей Андрея Митяева в Москве, все еще закрыт, пока не сумев найти подходящего помещения, а вот в Ростове-на-Дону и Угличе вы также можете познакомиться с пенни-фартингами, да и не только с ними.


Кирилл Кудряшов
24 июня 2023