Но сначала погрузимся в историю чуть глубже. 1971 год. США. Роберт Бундшух, инженер, работавший в авиастроительной области, представил свой "Педикар" – стильный и компактный веломобиль весом в 57 килограмм. Благодаря обтекаемому кузову его аэродинамика была на 30% эффективнее велосипедной, и он мог разгоняться до 40 км/ч.
Оснащенный магнитолой, стеклоподъемниками и "дворниками" автомобиль широко освещался в прессе и привлек внимание масс. Вышел "Педикар" как раз ко времени: в 1973-м разразился нефтяной кризис, нефть скакнула с 3 до 12 долларов за баррель, и очень многие американцы всерьез задумались о том, чтобы пересесть с авто- на веломобили.
В Советском Союзе, глядя на успех "Педикара", тоже задумались о подобном транспортном средстве. В нашей стране решающим фактором для его популярности могли стать не цены на бензин, а дефицит личного транспорта и низкие доходы населения в целом.
В 1976 году работавший над проектом веломобиля Вениамин Ульяновский, главный конструктор Московского завода холодильников, представил достойного конкурента "Педикару". Модель назвали "Колибри".В 1982 году за его производство взялся завод "Красный гидропресс", обладавший всеми необходимыми производственными мощностями для выпуска "Колибри-21". В первом серийном советском веломобиле не предполагалось таких излишеств, как магнитола или дизайнерский салон, но во многом он превосходил "Педикара". В первую очередь – скоростью и трансмиссией. "Колибри" мог развивать скорость до 50 км/ч и имел уникальную по тем временам бесступенчатую коробку передач – вариаторную трансмиссию с передаточным диапазоном 370%.
В движение он приводился вращением качающихся рычагов-педалей, как детские педальные машинки, и весил всего 35 килограмм."Колибри" был весьма компактным, с открытым багажником спереди и полутораместным салоном, то есть рассчитан был на взрослого водителя и ребенка-пассажира. Но при этом имел модульную конструкцию, и в случае необходимости два одинаковых "Колибри-21" соединялись в один семейный веломобиль.
Новинка была перспективной. Будучи дешевой и простой в производстве, она имела все достоинства велосипеда и лишена главного его недостатка – незащищенности владельца от дождя и снега. "Колибри" уверенно стоял на своих трех колесах, из которых два задних были ведущими, а переднее – управляемым.Для проведения испытаний было создано 5 опытных образцов, и публикация этой новости в "Технике молодежи" вызвала бешеный ажиотаж у советских граждан. Журнал завалили письмами с вопросами о том, когда новинка пойдет в производство, а некоторые люди, зная, насколько неповоротлива советская бюрократическая машина, просили продать им хоть один из имеющихся веломобилей.
"…Мне 60 лет, и ждать, когда вы начнете выпускать серию, просто бессмысленно. Помогите мне осуществить мечту: продайте опытный образец…"Ждать действительно было бессмысленно. Пока обсуждалось производство "Колибри", грянула перестройка, поставившая крест на многих проектах, а затем рухнул Советский Союз, и в стране вообще стало не до новинок. Выжить бы.
Но кто знает, может быть в условиях нынешнего мирового энергетического кризиса чертежи "Педикара" и "Колибри-21" достанут из архивов, отряхнут от пыли и снова задумаются о производстве этого недорогого, практичного и экологичного вида транспорта?
Кирилл Кудряшов
9 декабря 2022