"Колибри-21" ― веломобиль, почти вышедший в серию

культура, интересная история

Колибри-21 на обложке журнала Техника Молодежи, 1984 г
Колибри-21 на обложке журнала Техника Молодежи, 1984 г

В конце октября в Москве открылся музей педальных машинок. Те, кому сейчас уже за 30, наверняка застали эти забавные агрегаты на педальной тяге. По сути ― четырехколесные велосипеды, стилизованные под автомобильчик.

И вот, читая новость об открытии музея в Измайловском кремле, я вспомнил об одном важном для велопромышленности нашей страны юбилее. 40 лет назад в Таганроге, на заводе "Красный гидропресс", должны были начать производство первого в СССР веломобиля!

 Но сначала погрузимся в историю чуть глубже. 1971 год. США. Роберт Бундшух, инженер, работавший в авиастроительной области, представил свой "Педикар" – стильный и компактный веломобиль весом в 57 килограмм. Благодаря обтекаемому кузову его аэродинамика была на 30% эффективнее велосипедной, и он мог разгоняться до 40 км/ч.

Оснащенный магнитолой, стеклоподъемниками и "дворниками" автомобиль широко освещался в прессе и привлек внимание масс. Вышел "Педикар" как раз ко времени: в 1973-м разразился нефтяной кризис, нефть скакнула с 3 до 12 долларов за баррель, и очень многие американцы всерьез задумались о том, чтобы пересесть с авто- на веломобили.

Педикар
Педикар на страницах американского проспекта (слева) и журнала Mechanix Illustrated (справа), 1973 г

 В Советском Союзе, глядя на успех "Педикара", тоже задумались о подобном транспортном средстве. В нашей стране решающим фактором для его популярности могли стать не цены на бензин, а дефицит личного транспорта и низкие доходы населения в целом.

В 1976 году работавший над проектом веломобиля Вениамин Ульяновский, главный конструктор Московского завода холодильников, представил достойного конкурента "Педикару". Модель назвали "Колибри".

 В 1982 году за его производство взялся завод "Красный гидропресс", обладавший всеми необходимыми производственными мощностями для выпуска "Колибри-21". В первом серийном советском веломобиле не предполагалось таких излишеств, как магнитола или дизайнерский салон, но во многом он превосходил "Педикара". В первую очередь – скоростью и трансмиссией. "Колибри" мог развивать скорость до 50 км/ч и имел уникальную по тем временам бесступенчатую коробку передач – вариаторную трансмиссию с передаточным диапазоном 370%.

В движение он приводился вращением качающихся рычагов-педалей, как детские педальные машинки, и весил всего 35 килограмм.

 "Колибри" был весьма компактным, с открытым багажником спереди и полутораместным салоном, то есть рассчитан был на взрослого водителя и ребенка-пассажира. Но при этом имел модульную конструкцию, и в случае необходимости два одинаковых "Колибри-21" соединялись в один семейный веломобиль.

Новинка была перспективной. Будучи дешевой и простой в производстве, она имела все достоинства велосипеда и лишена главного его недостатка – незащищенности владельца от дождя и снега. "Колибри" уверенно стоял на своих трех колесах, из которых два задних были ведущими, а переднее – управляемым.

 Для проведения испытаний было создано 5 опытных образцов, и публикация этой новости в "Технике молодежи" вызвала бешеный ажиотаж у советских граждан. Журнал завалили письмами с вопросами о том, когда новинка пойдет в производство, а некоторые люди, зная, насколько неповоротлива советская бюрократическая машина, просили продать им хоть один из имеющихся веломобилей.

"…Мне 60 лет, и ждать, когда вы начнете выпускать серию, просто бессмысленно. По­могите мне осуществить мечту: продайте опытный образец…"

 Ждать действительно было бессмысленно. Пока обсуждалось производство "Колибри", грянула перестройка, поставившая крест на многих проектах, а затем рухнул Советский Союз, и в стране вообще стало не до новинок. Выжить бы.

Колибри эскиз
Один из проектов серии Колибри 81-82 гг, выполненный А. Красновым. Работа выложена В. Ульяновским на КЭБ Форуме 

Кстати, американский "Педикар" канул в Лету уже в 1974 году. Нефтяной кризис закончился, а вместе с ним пропал интерес и к веломобилю. Точное количество выпущенных "Педикаров" неизвестно, дальнейшая судьба проекта – тоже.

 Но кто знает, может быть в условиях нынешнего мирового энергетического кризиса чертежи "Педикара" и "Колибри-21" достанут из архивов, отряхнут от пыли и снова задумаются о производстве этого недорогого, практичного и экологичного вида транспорта?


Кирилл Кудряшов
9 декабря 2022