Электрокавалерия: современные электробайки в армиях мира

электробайк, интересная история

Норвежские пограничники на фэтбайках с электромотором
Норвежские пограничники на фэтбайках с электромотором

Во все времена новейшие достижения науки и техники тут же пытались применить в военном деле либо наоборот, самые передовые разработки делались для армии, а уже оттуда уходили "на гражданку". Поэтому, когда был изобретен велосипед, им, естественно, заинтересовались военные. Ну а сейчас, когда технологии добавили к велосипеду приставку "электро", армии мира задались вопросом: "А не изменит ли электровелосипед стиль современных войн?"

Велосипед и армия

Как именно велосипед пытались применить в армии за последние 150 лет – история долгая, в подробностях рассказана здесь.

 Если вкратце, то из велосипедистов пытались сделать легкую кавалерию, использовали их как диверсантов и средство борьбы с оными. В царской России военных велосипедистов по документам именовали самокатчиками. Отсюда и улица Самокатная в Лефортово, в честь самокатчиков, примкнувших к Большевикам…

Однако тенденции развития техники привели к тому, что велосипеды остались только на вооружении десантников да пилотов. В первом случае – это специальные складные велосипеды, с которыми можно десантироваться с самолета, разложить и быстро и бесшумно переместиться в нужную точку для нанесения внезапного удара. Ну а во-втором – велосипед оказался идеальным средством доставки пилота до самолета.

 Во всех остальных областях армейского дела велосипеды были потеснены техникой с двигателями внутреннего сгорания. В первую очередь – мотоциклами. Но мотоциклетная кавалерия обладает одним изначальном минусом. Шумностью!

За что пешеходы ненавидят самокатчиков? Уже не боевых, а самых обыкновенных, рассекающих по тротуарам на своих электросамокатах? За то, что они бесшумны и стремительны! Обернешься – вроде нет никого, а через пару секунд мимо тебя проносится это чудо техники, едва не сбивая с ног порывом ветра. И хорошо, если только порывом…

 На велосипедистов эта ненависть не распространяется. Мы-то с вами по тротуарам не гоняем, не так ли? Но вы поняли, к чему я клоню? Обладая той же маневренностью, что и мотоцикл, и сопоставимой с ним скоростью, электробайк бесшумен, а значит… Значит, пора брать его на вооружение!

Современные боевые самокатчики

Первыми внедрять электробайки в армию стали норвежцы еще в 2018-м году, выделив небольшой велосипедный отряд для патрулирования пограничных территорий. Норвежские пограничники экспериментом остались очень довольны. Практически бесшумный двухколесный конь позволял незаметно подобраться к нарушителю, а широкие колеса выбранного для эксперимента электрофетбайка отлично зарекомендовали себя на пересеченной местности.

Новозеландский электробайк
Новозеландский электробайк

В 2020-м году внедрением электротранспорта в армию занялась Новая Зеландия. Там, правда, выбор пал не на велосипед, а на электромотоцикл без педального привода. И эксперимент также прошел успешно – солдаты отмечали бесшумность и легкость своего транспортного средства, а еще тот факт, что в боевых условиях часто приходится использовать различные электроприборы, например планшеты с загруженными в них картами. И иметь под рукой (а точнее – под пятой точкой) аккумулятор с приличным запасом энергии, может оказаться критически важным фактором.

Ну, или смартфон зарядить, чтоб не скучать в рейде, да.

 В 21-м году американцы экспериментировали со сбросом электробайков с самолетов, планируя в случае успеха перевести своих десантников-самокатчиков на электрические модели.

Военный электробайк Revolution W
Военный электробайк Revolution W

Ну а в 23-м году провели свой эксперимент французы, также в тестовом режиме внедрив в свои вооруженные силы электробайк. Естественно, на армейских моделях не устанавливают программного ограничения скорости, поэтому современные боевые самокатчики отрабатывают езду по пересеченной местности на скорости в 45 км/ч.

 Все военные сходятся во мнении, что велосипед, даже электрический – вещь специфическая, и ни о каком создании велосипедной кавалерии, мчащейся по полю и косящей противника пулеметными очередями, речи быть не может. Боевые действия сейчас ведутся совсем иначе, и устанавливать на байк пулемет Максима, как это делалось век назад, нет ни малейшего смысла.

Но вот для патрулирования территории, передачи информации в условиях отсутствия связи, снабжения передовой и скрытного проникновения в тыл противника электровелосипед оказался очень и очень полезным. Большой плюс подобной техники в том, что после того, как заряд аккумулятора потрачен, велосипед все равно остается на ходу благодаря педалям, ну а еще, конечно же, в дешевизне изготовления…

 Так что вполне возможно, что боевые самокатчики еще сыграют свою роль в войнах и локальных конфликтах, а может даже решат исход какого-нибудь стратегически важного сражения. Не мощью и не количеством, не шквалом свинца, а скрытностью, хитростью и бесшумностью!


Кирилл Кудряшов
21 мая 2025