Боевые самокатчики, или краткий экскурс в историю велосипедных войск

инфо, культура, интересная история

два самокатчика Октябрь 1941
Октябрь 1941

В Москве, в Лефортово, есть улица Самокатная. Гости столицы недоумевают: почему она Самокатная? Не в честь же современного засилья электросамокатов на улицах города она названа?

Я вам больше скажу, по сути своей она должна носить название Военно-велосипедная!
 
В царской России одним из подразделений армии были самокатчики. Слово "велосипед" в русском языке уже прижилось, но всех официальных документах этот двухколесный конь именовался "самокатом". Так что самокатчики – это никто иные, как военные велосипедисты.

Так вот, в октябре 1917 года запасной самокатный батальон, перешедший на сторону большевиков, получил приказ взять под охрану Моссовет и Политехнический музей. 26 октября самокатчики вступили в яростный и ожесточенный бой с юнкерами, задачей которых было подавить московское восстание. И только 29 октября, получив подкрепление, военные велосипедисты оттеснили Юнкеров за Тверскую, взяв под контроль стратегически важные позиции.

Трое самокатчиков, погибших в те революционные дни, похоронены у Кремлевской стены, ну а в 1924 году улица Новоблагословенная (язык сломать можно) была переименована в Самокатную.

Естественно, самокатчики в октябре 1917 сражались не верхом на велосипедах. Героя, мчащего на байке и лихо палящего с двух рук, я не припоминаю даже в Голливудских боевиках. Но велосипеды, тем не менее, сыграли заметную роль в военных конфликтах конца XIX – начала XX веков.

Самокатчики
Самокатчики

Сказать конкретно, какая страна первой усадила военных на велосипеды, нельзя. Все страны мира примерно в одно и то же время, в 80-х годах XIX века, осознали, что велосипед – штука быстрая, компактная, удобная, и, в отличие от лошади, не требует корма, а потому первыми на велосипеды пересели связные. В России в то время велосипедная езда даже вошла в курс физической подготовки императорской армии. Потому что никогда не знаешь, в какой момент тебя отправят гонцом с жизненно важной новостью в штаб.

Но первыми, кто задумался о замене армейской лошади на велосипед, стали буры. Да, те самые, о которых писал Луи Буссенар в романе "Капитан Сорви-голова". А если конкретно, то Даниэль Йоханнес Стефанус (Дани) Терон, приходящийся двоюродным прадедом Шарлиз Терон.

Статуя Терона в форте Шанскоп
Статуя Терона в форте Шанскоп

Буры, в отличие от вечно воевавших с кем-то британцев, были государством фермеров и не имели отлаженных механизмов снабжения армии лошадьми. Поэтому, когда началась англо-бурская война, лошадей реквизировали у простых крестьян, что здорово ударило по сельскому хозяйству страны. Дани Терон и предложил использовать в армии велосипеды! Еще одним аргументом Терона стало организованное по его инициативе состязание велосипедиста и кавалериста. В 75-километровой гонке победил велосипедист, что наглядно доказало преимущество педальной тяги перед копытной.

Корпус разведчиков-велосипедистов из 108 человек под командованием Терона, естественно, не сумел переломить ход войны, но продемонстрировал эффективность и простоту нового средства передвижения. И инженеры всего мира принялись разрабатывать модели велосипедов, ориентированные на военное применение.

Так появилась велодрезина. Кстати говоря, изначально слово "дрезина" применялось для обозначения двухколесного велосипеда без педалей, ездить на котором можно было, отталкиваясь ногами от земли. Дедушка беговела… Первые велодрезины были по сути велосипедами с накладками для колес, с помощью которых они могли ездить по рельсам.

Подобные аппараты активно применялись русской армией во время войны с Японией. Японские диверсанты неоднократно пытались нарушить железнодорожное сообщение центра страны с Дальним Востоком, поэтому пути патрулировались как раз такими вот велодрезинами.

В Европе велосипед пытались оснастить оружием. Существовали варианты велотачанок, к которым цеплялся пулемет Максима, варианты крепления пулеметов по бокам трехколесного велосипеда. И даже велосипед с бронированным щитком впереди и пулеметом, из которого можно было стрелять прямо на ходу.

Но основным предназначением велосипеда была все-таки не замена конницы, составлявшей на рубеже веков основу военной мощи армии, а повышение мобильности пехоты. Поэтому упор был сделан на создание компактных и надежных велосипедов.

Весьма успешны были в этом вопросе французы. Капитан Анри Жерар в 1892 году разработал складной велосипед, который в сложенном состоянии можно было носить на ремнях за спиной. Таким образом, пехотинец легко превращался в самокатчика, если нужно было куда-то оперативно перебазироваться, и за секунды снова становился пехотинцем, когда нужно было стрелять.

Солдат со складным велосипедом Gladiator
Солдат со складным велосипедом Gladiator

Велосипед конструкции Жерара долгое время производила компания "Пежо" как для французских войск, так и на экспорт. Именно этот велосипед до 1916 года был боевой лошадкой русских самокатных войск.

К началу Первой Мировой велосипедные подразделения имелись в армиях каждой страны и насчитывали от 10 до 20 тысяч бойцов. В основном это были модели, конструктивно напоминавшие велосипед Жерара. Россия, например, в 1916 году начала выпуск собственного самоката под названием "Дукс Боевой".

После Первой Мировой Войны роль велосипеда в армии существенно снизилась. Современные средства связи были предпочтительнее посыльных, но велосипед как транспортное средство не потерял своей актуальности. В частности, он был горячо любим летчиками всех стран – участников Второй Мировой. Бежать на своих двоих до самолета – долго и тяжко, автомобили все еще в дефиците, лошадь на взлетной полосе – источник повышенной опасности и навоза. А вот прыгнуть на велосипед и домчаться на нем до самолета за пару минут – милое дело.
 
То тут, то там велосипеды повсеместно использовались в армии и во Второй Мировой, и после нее. Бойцы на велосипедах патрулировали территорию, диверсанты на бесшумных стальных конях проникали в тыл врага, творя там непотребство. Там, где не было связи, снова, как встарь, выручали велосипедисты-посыльные. Во время битвы за Берлин немецкие гитлерюгенд подвозили на позиции гранатометы. Кое-где велосипеды использовали даже как средство буксировки легких пушек.
 
Велосипед с креплениями для Panzerfausts
Велосипед с креплениями для Panzerfausts. Photo by Nick-D

В наше время отдельные велосипедные части остались только у Финляндии, но велосипед по-прежнему активно используется в армии и все так же любим летчиками. У американских десантников на вооружении стоит, например, настоящий монстр: Montague Paratrooper, складной 24-скоростной велосипед, максимальная нагрузка которого – 227 килограмм. С ним можно десантироваться с самолета, за секунды развернуть его на земле и совершить молниеносный бросок по пересеченной местности, выполняя поставленное задание.

Montague Paratrooper
Montague Paratrooper

Так что и сейчас, в эпоху сверхзвуковых самолетов, невидимых для радаров, и гиперзвуковых ракет, простой и надежный велосипед остается верным другом и помощником солдата. Боевые самокатчики по-прежнему в чести, хоть уже и сотню лет нет такого военного подразделения.


Кирилл Кудряшов
3 июля 2022