2 колеса сквозь 200 лет: история велосипеда от зарождения до наших дней

культура, интересная история

Рисунок велосипеда Киркпатрика Макмиллана
Рисунок велосипеда Киркпатрика Макмиллана

Официально считается, что велосипед появился чуть больше 200 лет назад. В 1817 году. За эти 2 века наш верный двухколесный друг прошел длинный путь от сомнительного изобретения до признанного ООН символом человеческого прогресса, одного из самых массовых и однозначно самого экологичного вида транспорта. И на пути этом велосипед пережил не одну трансформацию и множество взлетов и падений!

Давайте взглянем на основные вехи этой истории!

Додревние велосипеды

Периодически в СМИ всплывают материалы о том, что велосипед, официально считающийся изобретенным в начале XIX века Карлом Фрейхером фон Дрезом, существовал и ранее. Так, например, бродил по интернету рисунок двухколесного велосипеда с рулем и цепным педальным приводом, якобы авторства Леонардо ДаВинчи. Споры о его достоверности не утихают до сих пор, но большинство историков считают его подделкой.

 Есть и легенда о крепостном крестьянине Ефиме Артамонове, сконструировавшем беговел, на котором он, по приказу промышленника Акинфия Демидова, проехал в 1801 году с Тагильского завода до Москвы, дабы удивить царя изобретательностью уральских умельцев. Чуть больше 2000 км на велосипеде – это отменный результат даже сейчас. А уж тогда, с учетом российских дорог XIX века, отталкиваясь ногами от земли – результат, тянущий на рекорд.

Вот только рама велосипеда Артамонова, хранившегося в краеведческом музее Нижнего Тагила, как выяснилось в ходе анализа, выполнена из мартеновской стали, которую научились делать спустя лет 60 после приписываемого Артамонову заезда. Да и биография самого крестьянина полна неточностей и изъянов и, скорее всего, также является подделкой, сфабрикованной в советские годы.

 Так что давайте все-таки считать изобретателем велосипеда немецкого барона фон Дреза.

Дрез и его дрезина

Слово "велосипед" появилось спустя несколько лет после изобретения фон Дреза. Так стали называть усовершенствованную конструкцию "машины для бега", которую дополнили седлом изменяемой высоты. Первоначально двухколесный аппарат назвали дрезиной, собственно, от фамилии его изобретателя. Слово так и осталось во многих языках, но употребляться стало в отношении совершенно других аппаратов.

 Само же слово "велосипед" родилось во Франции, уже во время существования пенни-фартингов, и образовано от латинских "vēlōx" – быстрый и "pes" – нога.

Первый велосипед был полностью деревянным. И рама, и седло, и колеса. Ездить на нем по мощеным дорогам было довольно сомнительным удовольствием; что подтолкнуло фон Дреза к его созданию – мы вряд ли когда-то узнаем достоверно. Но гипотезы есть!
Машина для бега фон Дреза. Музей Нисефора Ньепса, Франция
Машина для бега фон Дреза. Музей Нисефора Ньепса, Франция

 За два года до изобретения велосипеда на территории нынешней Индонезии проснулся вулкан Табора. Энергия того страшного извержения, полностью уничтожившего все живое на острове Сумбава, по приблизительным оценкам составляла 800 мегатонн, то есть, в 40 раз больше энергии "Кузькиной матери" или "Царь-бомбы" – самого мощного термоядерного взрывного устройства в истории человечества.

Выброшенные в атмосферу вещества сказались на погоде во всем северном полушарии, и следующий за извержением год, 1816-ый, вошел в историю как "Год без лета". Во всей Европе был страшный неурожай, за которым последовало резкое падение поголовья скота. Так что, возможно, фон Дрез просто думал о том, как люди будут передвигаться дальше, если основное транспортное средство, лошади, станет недоступной роскошью.

 Следующим этапом развития велосипеда стала конструкция шотландского кузнеца Киркпатрика Макмиллана, который в 1840 году добавил к "беговой машине" фон Дреза педали. До цепного привода он, правда, не додумался, поэтому педали снабдил рычагами и шатунами, приводившими заднее колесо в движение.

Велосипед Киркпатрика Макмиллана. Музей мототехники Лейкленда, Англия. Photo by Lynn Rainard CC BY-SA on flickr
Велосипед Киркпатрика Макмиллана. Музей мототехники Лейкленда, Англия. Photo by Lynn Rainard CC BY-SA on flickr

Однако и эта модель не получила широкого распространения.

Пенни-фартинги

На несколько десятилетий о велосипеде практически забыли. Он существовал в виде идеи, и даже продолжал выпускаться отдельными энтузиастами, но ездить на деревянном костотрясе, отталкиваясь ногами, было слишком уж неудобно.

 И только в 1862 году француз Пьер Лалман, производитель детских колясок, ничего не знавший о конструкции Макмиллана, решил усовершенствовать модель фон Дреза, добавив к велосипеду педали! Правда Лалман логически рассудил, что педали стоит расположить поближе к ногам седока, то есть на переднем колесе!

Со временем конструкция получила еще одно усовершенствование. Поскольку велосипед приводился в движением вращением переднего колеса, то чем больше будет это колесо, тем выше будет скорость аппарата. Так появились пенни-фартинги. Велосипеды с огромным передним колесом и крохотным задним. Название пошло от двух монет: большой – пенни, и маленькой – фартинг.

Пенни-фартинг. Центр науки Карнеги, США
Пенни-фартинг. Центр науки Карнеги, США

Постепенно конструкторы додумались и до более крепкой, металлической, рамы, и до облегченного колеса – со спицами. Но при всей популярности пенни-фартингов, они все еще были несовершенны. Во-первых – опасны, так как велосипедист, сидящий на большой высоте, мог получить (и получал) серьезные травмы при падении. А во-вторых, поскольку колеса все еще были металлическими, велосипеды в народе продолжали называть "костотрясами".

До превращения велосипеда в аппарат для комфортной и безопасной езды недоставало еще двух изобретений!

"Бродяга"

В том виде, в каком мы его знаем, велосипед был запатентован британцем Джоном Кемпом Старли в 1884 году. Старли сделал оба колеса одинаковыми по размеру, расположил седло между ними и оснастил велосипед цепным приводом, передающим вращение на заднее колесо.

 Конструкцию он назвал Rover, что можно перевести на русский как "бродяга" или "скиталец". А затем основал компанию с одноименным названием, впоследствии ставшую крупным автомобильным концерном и просуществовавшую до 2005 года, а затем поглощенную компанией Ford.

Во многих языках слово Rover и поныне означает "велосипед", в частности, в белорусском он – "ровар", а в польском – "rower", настолько успешной получилась эта модель.

 Ее популярности способствовал еще и тот факт, что в 1888 году шотландец Джон Бойд Данлоп изобрел надувные каучуковые шины, которые тут же стали ставить на двухколесных "бродяг"… Велосипед стал комфортным и удобным средством передвижения, хотя, конечно, до современного, с гидравлическими тормозами и трансмиссией, ему было еще очень далеко.

Педальный тормоз поставили на велосипед только в 1898 году! В том же году был изобретен механизм свободного хода, позволявший не крутить педали при спуске с горы. Еще 20 лет оставалось до изобретения нержавеющей стали, поэтому велосипеды конца XIX века требовали постоянного и трудоемкого ухода. Чистить их нужно было после каждой поездки, в противном случае "бродяга" быстро покрывался ржавчиной.

 К тому же примерно до 1890 года велосипеды изготавливались полностью вручную, а значит, стоили достаточно дорого, и не могли стать по-настоящему массовым изделием. Но чем большую популярность набирал велосипед, тем больше компаний занималось его изготовлением, оптимизируя производство и снижая цену, чтобы конкурировать друг с другом.

Велосипед Rover Джона Старли
Велосипед Rover Джона Старли

Но даже несмотря на высокие цены в начале велосипедного бума, велосипед стремительно завоевывал сердца людей. Последнее 10-летие XIX века ознаменовалось взрывным ростом популярности этого транспортного средства. Для сравнения, только в США выпуск велосипедов вырос с 40 тысяч штук в 1890 году до 1,2 миллионов в 1896-м! Бум продлился порядка 15-20 лет, а затем…

Взлеты и падения

Если в первом десятилетии прошлого века популярность велосипеда стремительно набирала обороты, то в начале 10-х годов он стал отходить на второй план. На первый вышли автомобили!

 Не нужно крутить педали! Не нужно бояться навернуться в грязь! Наслаждайтесь комфортом в четырехколесном движущемся средстве, приводимым в движение мощным мотором, езжайте куда хотите, хоть в дождь, хоть в снег! Велосипед занял определенную нишу, использовался и в быту, и на войне, и для развлечений, но автомобили стремительно теснили двухколесного коня по всем фронтам.

После окончания Второй Мировой на волне подъема экономики всех стран без исключения автомобили стали выпускаться особенно массово, и велосипед стал казаться таким же анахронизмом, как и лошадь. Он остался уделом детей и подростков, которым еще рано было садиться за руль, да отдельных энтузиастов.

 Несмотря на то, что в велосипедной промышленности внедрили множество технологий – планетарный механизм переключения скоростей, складную раму и т.д. – производство стремительно падало. Многие компании, чьи названия были на слуху в начале века, к 60-м годам обанкротились и канули в Лету. Велосипед стал восприниматься как помеха главенствующему в мире автомобильному движению, но…

Второй велосипедный бум случился в 70-е годы благодаря нефтяному кризису. Углеводороды резко взлетели в цене, и мир вдруг обнаружил, что бензин – конечен! Это вновь привлекло внимание общественности к старому-доброму "бродяге", который ничего не потребляет, не стоит в пробках и способствует общему улучшению тонуса своего наездника.

 Ну а начиная с 80-х годов общественность забила тревогу из-за назревающих экологических проблем и тенденции жителей развитых стран к ожирению. Это породило рост продаж велосипедов, пик которых пришелся на 10-е годы века нынешнего.

Новое время, новые конкуренты

Как сто лет назад велосипед теснили автомобили, так сейчас его место стараются занять СИМ – средства индивидуальной мобильности. Более экологичные, чем автомобили, более компактные, чем велосипед, но сопоставимые с ним по цене, самокаты, моноколеса и прочие скутероподобные электрические конструкции заполонили город к вящему неудовольствию и водителей, и пешеходов.

 Что будет дальше? Посмотрим. Новый энергетический кризис (электричество ведь тоже порождается преимущественно горением угля и углеводородов в топках ТЭЦ)? А может все-таки забота о здоровье?

Но я уверен, двухколесный "бродяга" и еще через сто лет окажется столь же важным средством передвижения, как и сейчас.


Кирилл Кудряшов
25 июля 2023