Правила дорожного движения для велосипедистов

ПДД

велосипедный знак

Незнание правил не освобождает от ответственности. А штрафы за нарушения ПДД предусмотрены не только для автомобилистов, но и для любых других участников дорожного движения. Ваш покорный слуга убедился в этом на собственном опыте в 14 лет, решив перейти дорогу в неположенном месте прямо напротив пункта ГАИ.
Это научило меня многому. И читать правила, и смотреть по сторонам.
К тому же незнание правил провоцирует ДТП. И это тоже касается всех. И велосипедистов в том числе.
Поэтому меня очень радует, что вы открыли эту статью. Ибо многие, очень многие велосипедисты садятся за руль, не задумываясь ни о каких правилах вообще.
С вашего позволения я не буду цитировать выписку из ПДД, а просто распишу все правила движения велосипедистов подробно, доходчиво и своими словами, разбив их на разделы.
Итак…

Где можно ездить на велосипеде

Детям до 7 лет доступны тротуары, пешеходные и ВЕЛОПЕШЕХОДНЫЕ дорожки на стороне ПЕШЕХОДОВ. То есть, фактически ребенок, даже усевшись на велосипед, считается пешеходом. Покажите этот пункт правил родителям, чьи дети рассекают по велосипедным дорожкам, норовя попасть под колеса больших велосипедов.

С 7 до 14 лет детям на велосипеде доступно все, кроме автомобильных дорог общего пользования.

С 14 лет велосипедист может перемещаться как по велосипедным дорожкам, так и по проезжей части, держась ее правого края, или на обочине.

Важная ремарка. Приоритеты для движения велосипедиста расположены так:

1) Велосипедная или велопешеходная дорожка. Если ее нет, или она находится в таком состоянии, что движение по ней невозможно, то…

2) Правый край проезжей части либо выделенная полоса для общественного транспорта, если она расположена справа. Если движение по ней невозможно, то…

3) Обочина!

Не путайте пункты 2 и 3 местами. Езда по краю проезжей части БЕЗОПАСНЕЕ, чем по обочине.

Спорный вопрос ― имеет ли право велосипедист двигаться по тротуару. Прямого запрета на это нет, но в ПДД сказано, что в случае, если на тротуаре велосипедист создает угрозу или помеху пешеходам, он обязан спешиться и превратиться в одного из них. Так что скорее нет, чем да.

Что, кстати, очень обидно. Потому что самокатчики, создающие не меньшую угрозу и куда большую помеху, юридически приравнены к пешеходам.

Правила езды на велосипеде

Велосипед ― это полноправный участник дорожного движения, и большинство правил, распространяющихся на автомобили, актуальны и для него.

В населенных пунктах нельзя превышать скорость в 60 км/час. Если вы не профессиональный спортсмен, и такая скорость кажется вам фантастической, вспомните, что в ПДД нет разделения на электровелосипеды и обыкновенные. Так что не превышайте! Хотя я не припомню ни одного случая, чтобы ГИБДД остановило велосипедиста за превышение скорости.

Во дворах, на велосипедных дорожках ― не более 20 км/час. Вот тут уже серьезно, без шуток, не превышайте. Велосипед ― не автомобиль, и не считается средством повышенной опасности. Но влетев на скорости 20-25 км/час в пешехода вы можете его неслабо помять, а то и покалечить. Да и себя тоже.

Запрещается пересекать дорогу по пешеходному переходу на велосипеде! Спешиваетесь и переходите! Отнеситесь к этому запрету серьезно, пожалуйста.

Многие не понимают, почему это так важно. Мол, водитель же все равно обязан пропустить ЛЮБОГО, кто переходит дорогу. И на велосипеде вы выше и шире пешехода, значит не заметить вас не могут.

Могут!

Очень многое в жизни мы делаем неосознанно, в том числе и обрабатываем информацию. Две руки, две ноги ― значит человек. Чисто теоретически, это может быть обезьяна или инопланетный гуманоид, но поскольку дело происходит на улице ― мы не рассматриваем такую возможность.

Ростом около 1,7 метра, движется по пешеходному переходу со скоростью около 5 км/час ― значит пешеход. Надо пропустить. То, что выше 1,7 метра и движется значительно быстрее, мозг водителя, обрабатывающий информацию в дежурном режиме, может просто не заметить. Потому что этого здесь быть не должно!

Поворот налево и разворот разрешены вам только на дорогах с одной полосой движения в каждую сторону. Найдите пешеходный переход, спешьтесь, перейдите дорогу и уже тогда двигайтесь в обратную сторону обычным манером. По краю правой полосы.

Знаки "Главная дорога" и "Уступи дорогу" актуальны и для велосипедистов. Если вы едете по главной, водитель, едущий наперерез вам по второстепенной, обязан вам уступить. Но поскольку вы гораздо легче автомобиля, лучше убедитесь в таких случаях, что вас заметили и пропускают. Мало ли…

В случае, если подъезжая к перекрестку, вы не можете определить, на главной вы дороге или на второстепенной, действуйте так, как будто ваша ― второстепенная.

На равнозначных перекрестках для велосипедиста действует правило помехи справа. Тот, кто справа от вас, имеет приоритет.

При движении большого количества велосипедистов, следовать необходимо колонной не более 10 человек. Естественно, по краю правой полосы.

Если ваш велопробег ― многолюдный, и велосипедистов больше 10 человек, то в случае, если ширина велосипедов не более 0,75 м., можно ехать колонной по двое. Если велосипеды шире 0,75 м., или же вас больше 20 человек ― можно ехать двумя колоннами, на расстоянии 80-100 метров между последним велосипедистов первой колонны, и первым ― второй.

Сигналы велосипедиста

Велосипедист, совершая поворот, должен предупредить следующие за ним транспортные средства о своем маневре. Поскольку поворотников на велосипеде нет, их роль выполняет рука, вытянутая в том направлении, куда вы поворачиваете.

ПДД предусмотрен и другой способ подачи сигнала о повороте. Поворот налево – поднятая и согнутая в локте правая рука. Поворот направо ― поднятая и согнутая в локте левая. Этим способом пользуются гораздо реже, ибо легко запутаться в том, какую руку поднимать, и куда при этом поворачивать. Запутаться могут и следующие за вами автомобили, приняв поднятую СОГНУТУЮ руку за просто поднятую. А это ― знак торможения.

Да, тормозя, нужно поднять вверх любую вытянутую руку. Но поскольку делать это при каждом торможении довольно затруднительно, проще (и безопаснее) установить на велосипед стоп-сигналы, которые будут срабатывать автоматически, как и у автомобиля.

Категорически запрещается

Не держаться за руль хотя бы одной рукой. Не дай Бог вильнете в сторону, а там ― КАМАЗ.

Переезжать дорогу по пешеходному переходу, находясь на велосипеде. Да, я об этом уже писал. Это правило можно повторить и дважды. И трижды!

Запрещается ездить по автомагистралям. Категорически! Да, даже по краю правой полосы. Да, даже по обочине. Просто запомните! НЕЛЬЗЯ!

Перевозить груз, который выступает за пределы велосипеда более, чем на 0,5 метра или мешает уверенно управлять вашим байком.

Перевозить пассажиров, если эта возможность не предусмотрена конструкцией велосипеда. Да, даже красивых девушек на раме. Да, даже младшего брата на багажнике.

Детей до 7 лет можно перевозить только в специальных детских креслах. Все остальное (на багажнике, на раме, на шее) ― от лукавого. Вспоминаю, как меня самого катал в детстве на велосипеде старший брат, и волосы дыбом встают…

Запрещается буксировать велосипеды. В жизни не видел, чтобы кто-то это делал, и не представляю, как это вообще возможно. Но вот, это запрещено.

Ну и, разумеется, выпил ― за руль не садись.

Велосипедистам рекомендуется

Этот раздел ― для рекомендаций. То есть, когда нет прямого запрета или строгого указания делать именно так, но лучше этим рекомендациям следовать.

До начала поездки стоит проверить техническое состояние своего велосипеда. Накачаны ли шины, свободно ли поворачивается руль, не болтается ли он? Не разваливается ли велосипед вообще? Мало ли…

Во время движения не стоит разговаривать по мобильному телефону. Если очень хочется ― делать это лучше по гарнитуре. Ну а самый простой вариант: зазвонил телефон ― съехал на обочину, остановился, поговорил, поехал дальше.

Без музыки в наушниках тоже лучше обойтись, покуда вы на байке. Снижается концентрация, да и музыка может помешать вам услышать приближающийся автомобиль.

Для поездки на велосипеде лучше выбрать яркую одежду, содержащую светоотражающие элементы. Особенно, если вы планируете куда-то ехать в темное время суток. Нелишним будет оснастить светоотражателями и сам велосипед, а также установить на него габаритные огни и фару. Стоит такой апгрейд не много, а польза, которую он принесет, может оказаться бесценной. Как ваша жизнь.

Еще один крайне полезный апгрейд велосипеда ― это зеркала заднего вида, чтобы не крутить головой, высматривая, что там позади вас, теряя на секунду то, что происходит впереди.

Не пренебрегайте защитой. Это я в первую очередь про велосипедный шлем. Все остальные виды защиты: налокотники, наколенники и прочее – это тоже хорошо, но не критично. Ссадина ― ерунда, и даже сломанная рука или нога срастутся. А вот пробитая об асфальт голова ― это уже фатально. А именно травмы головы ― наиболее частое последствие ДТП с участием велосипедиста и автомобиля.

Кстати о ДТП…

Действия в случае ДТП

Если вдруг, все-таки, не смотря на все тщательно соблюдаемые правила, оно произошло, то знайте: для велосипедиста как полноценного участника дорожного движения действия при ДТП аналогичны действиям автомобилиста.

1. Остановитесь. Не трогайте транспортные средства или иные предметы, имеющие отношение к аварии. Возможно, их местоположение окажется важным для разбора аварии.

2. Окажите всем нуждающимся первую помощь, если таковая требуется. Вызовите скорую.

3. Если своим ДТП вы полностью перекрыли проезд других транспортных средств, первый пункт этого списка не актуален. Велосипед придется оттащить на обочину, а участвующий в ДТП автомобиль должен будет освободить дорогу. Тщательно зафиксируйте, что и где находилось на момент аварии. Нарисуйте схему.

ПДД не требуют от велосипедиста ношения с собой знака аварийной остановки. Но если вы попали в ДТП с автомобилем ― такой знак обязательно должен быть у его владельца. Не забудьте напомнить о необходимости его установить на дороге в 15 метрах от аварии (в 30 ― если дело происходит за городом). В случае отсутствия знака установите на дорогу что-то, что сойдет за него. Ветку, канистру, бутылку. Все, что угодно, что привлечет внимание водителей и заставит объехать препятствие.

Сообщите в полицию об аварии (103 с мобильного телефона) и следуйте дальнейшим указаниям.

И последнее

Этим правилом, отсутствующим в ПДД, всегда напутствуют выпускников всех автошкол, подчеркивая, что оно как минимум ОДНО ИЗ самых важных.

Его иногда формулируют как правило трех "Д": "Дай Дорогу Дураку"!


Не нарушайте, будьте бдительны на дороге, и пусть поездка на велосипеде приносит вам только приятные эмоции.


Кирилл Кудряшов
29 марта 2022