Наверное, для каждого велосипедиста в детстве самым волнительным был момент спуска с горы! Подставить лицо ветру и бешено вращать педали, разгоняясь так, что кусты мелькали, сливаясь в одну зеленую стену! Кайф! Восторг! И все мы в детстве думали, что на такой скорости способны убежать ото всех проблем и забот. Ну а став взрослыми, узнавали, что вряд ли выжимали из своего двухколесного коня больше 30 км/час. Кстати, а каков мировой рекорд скорости на велосипеде? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется. Потому как рекордов множество, и каждый имеет свои особенности.
Первым мировым рекордсменом был Чарльз Мерфи по прозвищу "Миля в минуту". Да, это именно его скорость на велосипеде, задокументированная в 1899 году. 60 миль в час, что примерно равно 97 км/ч. Как Мерфи этого добился? Он выложил досками примерно трехкилометровый участок железной дороги и пристроился вслед проходящему поезду. Находясь в воздушном мешке за поездом и таким образом не борясь с сопротивлением набегающего потока, он развил баснословную по тем временам скорость.
Эта техника – езда за более быстрым объектом – получила название слипстрим, и самый невероятный рекорд скорости езды на велосипеде поставлен также с ее помощью. 268,7 км/ч! Таков на сегодняшний день мировой рекорд скорости, развитой велосипедистом. Его установил Фред Ромпельберг в 1996 году, мчась на специально разработанном велосипеде за "шевроле", позади которого была установлена специальная конструкция, создававшая за автомобилем зону низкого давления.
О слипстриме можно прочесть практически на каждом автомобильном форуме. Этим способом рекомендуют пользоваться для уменьшения расхода бензина на трассе. Пристраиваешься на минимальном расстоянии от впереди идущей фуры, и… Громадина перед тобой принимает на себя весь набегающий поток, а ты едешь сзади и наслаждаешься. Если, конечно, грузовик резко не затормозит, или ты не попадешь колесом в выбоину, которую никак не мог заметить, ибо впереди у тебя только фургон.
Насколько опасна подобная езда – очевидно каждому. Насколько рискованными были подобные рекорды, думаем, тоже объяснять не надо.
Теперь о других рекордах, более честных, что ли…
В 2013 Себастьян Боуэр разогнался до 133,78 км/ч, используя для этого транспортное средство, приводимое в движение только его мускульной силой. Формально это не был велосипед, это была тщательно продуманная конструкция с обтекаемым корпусом, но да, его двигателем был сам Боуэр, крутивший педали.
Но все это – рекорды мгновенной скорости, которая вскоре после максимального значения начинала падать. Такие рекорды – предел человеческих возможностей, в то время как в профессиональном спорте куда важнее, за какое время ты проедешь определенный отрезок пути.
Да и для нас, простых любителей велосипедов, согласитесь, важнее, за сколько мы доедем от дома до работы, а не какую максимальную скорость выжмем, бешено крутя педали под горку, ежесекундно боясь убиться на наших великолепных дорогах.
Мировой рекорд в часовой гонке был установлен в 2005 году велогонщиком Ондржеем Сосенкой, который за час проехал 49,7 км. Правда, через три года после установления рекорда, спортсмен был уличен в допинге, так что вероятно, и этот рекорд он ставил под метамфетамином, но тем не менее, согласитесь, скорость очень внушительная.
От чего зависит, с какой скоростью вы движетесь на велосипеде? И как этот параметр улучшить, чтобы быстрее добираться из точки "А" в точку "Б" на зависть стоящим в пробках автолюбителям?
Думаем, для всех будет очевидно, что главный фактор в увеличении скорости – сила и выносливость велосипедиста. Чем сильнее ваши ноги и чем лучше работают легкие и сердце, тем быстрее вы будете крутить педали, а значит и быстрее помчится ваш байк.
Начинающий велосипедист выжмет на прямом участке дороги порядка 20 км/ч. Тот же, кто несколько месяцев подряд тренировался хотя бы по часу в день, увеличит этот показатель в полтора раза.
Второй по важности параметр – вес велосипеда. Чем он меньше, тем быстрее на нем можно разогнаться. Ондржей Сосенка ставил свой рекорд на профессиональном карбоновом велосипеде, который стоит как хороший автомобиль. Вряд ли вы купите такой, чтобы ездить на нем на работу.
Ну и конечно же, вес велосипедиста также немаловажен. Ибо железный конь и его наездник ― единое целое на дороге. Но тут нельзя сказать, что чем меньше вы весите ― тем больше скорость, потому как основную массу тела человека составляют как раз мускулы. Поэтому скажем так: чем меньше у велосипедиста избыточного веса, тем быстрее он будет ехать.
Также ваша скорость будет зависеть от типа велосипеда и вида дорожного покрытия, по которому вы едете. Горный велосипед в силу своей массы и ширины колес уступит на ровном асфальте легкому шоссейному байку, едва касающемуся дороги своими тонкими накачанными до предела шинами. И оба они оставят позади трюковой велосипед, на котором придется приложить титанические усилия уже только для того, чтобы разогнаться.
Но при этом по колдобинам и буеракам маунтинбайк сделает шоссейный как стоячего. Шоссер, скорее всего, вообще далеко не поедет по бездорожью, быстро погнув свои изящные колеса.
Что можно сделать, чтобы ехать быстрее?
Правильно установите седло и руль.
При кривой установке седла ехать вам будет элементарно неудобно и, чтобы вернуться в нормальное положение после сползания или поерзать отбитой пятой точкой, вы будете тратить то время и силы, которые потратили бы на разгон.
Если вы едете по ровной дороге, даже на горном велосипеде, установите руль так, чтобы наклониться вперед. Это уменьшит сопротивление воздуха. Не зря на шоссерах ставят руль типа "бараний рог". Он вынуждает своего владельца ехать пригнувшись.
Если есть такая конструктивная возможность, установите колеса большего диаметра. Чистая физика: чем больше колесо, тем больше скорость. Это правило не актуально на бездорожье, там – чем больше колесо, тем неповоротливее велосипед, и тем больше времени вы будете тратить на торможение перед ухабами и их обруливание.
Правильно накачайте шины велосипеда. Для езды по шоссе они должны быть накачаны до максимума. При езде по бездорожью – чуть приспущены, для лучшего сцепления с дорогой, что повысит управляемость.
Незначительно увеличить скорость на шоссе поможет снятие крыльев. Тут дело даже не столько в уменьшении веса велосипеда, сколько в улучшении аэродинамики.
Отработайте технику педалирования. Ступню нужно ставить на педаль только передней частью! Такая постановка стопы позволяет именно крутить педали, а не наступать на них, иначе усилие пропадает втуне.
Кстати, если заморочиться улучшением своих скоростных характеристик всерьез, можно обзавестись контактными педалями с соответствующими ботинками. В такой обуви и с такими педалями велосипедист становится со своими двухколесным другом единым целым и прикладывает усилие не только давя на педаль, но и поднимая ее вверх. Это положительно сказывается на КПД велосипеда.
Ну и последняя деталь – смазка. Ухаживайте за своим велосипедом. Чистите его и смазывайте время от времени, особенно – перед дальней дорогой. В идеально смазанных механизмах потери энергии на трение минимальны, а значит, все ваши силы будут уходить не на скрип шестеренок, а на ускорение байка.
И один совет напоследок. Скорость – это хорошо на треке, когда дорожное покрытие ровное, рядом не проносятся автомобили, под колеса неожиданно не выпрыгнут пешеходы, а на кону – золотая медаль или строка в книге рекордов Гиннеса. Там даже десятая доля секунды может сыграть свою роковую роль. А когда вы мчите на работу, и ускорение на прямом участке на 5-10 км/час может дать вам выигрыш в 5 минут, но малейшая кочка может быть чревата потерей управления и столкновением с автомобилем, пешеходом или деревом… Подумайте, а стоят ли эти 5 минут нескольких недель в гипсе?
И, конечно, помните, что ПДД существуют не только для водителей, но и для велосипедистов. И если на дороге скорость регламентирована только здравым смыслом, то на велосипедных дорожках ограничена цифрой в 20 км/ч.
Не нарушайте.
Кирилл Кудряшов
18 февраля 2022