Протрите влажной тряпочкой раму, седло, руль и световые элементы.
Исходим из того, что раз вы читаете статью "Как подготовить велосипед к сезону", то вы ― ответственный велосипедист и к зиме его тоже тщательно готовили. А значит, он не простоял у вас всю зиму грязный, пристегнутый к забору или засыпанный снегом на незастекленном балконе.
Собственно, даже если и так ― отмыть его все равно нужно, но уже более тщательно, из шланга.
Собственно, за цепью ухаживать нужно всегда, не только в начале и в конце сезона. Но после долгого хранения ― сам бог велел поухаживать за ней особенно тщательно. Лучший инструмент для ее чистки ― зубная щетка. Смазать ее можно машинным маслом, но лучше ― использовать специальные цепные смазки: (ABRO Chain Lube и т. п.). Последний писк современной велосипедной моды ― цепные смазки на основе парафина. Даже если в дороге вы заденете цепь ногой ― она не оставит на штанах следов.
Еще способ, от бывалых велосипедистов: "варить" цепь в парафине. Просто растопить парфюмерный парафин (продается в любой аптеке) на водяной бане, и положить в него цепь ненадолго.
Основная проблема велосипедной цепи ― ее растяжение. Цепь хоть и металлическая, но постепенно будет растягиваться под приложенной к ней нагрузкой. Мало-помалу, цепь становится длиннее, а значит, меняется ее шаг. Шаг новой цепи (расстояние между ближайшими полыми осями) ― 12,7 мм, то есть ½ дюйма.
Если игнорировать растяжение цепи ― она постепенно начинает "съедать" более дорогостоящие элементы трансмиссии ― звезды и каретку. Поэтому растяжение цепи стоит отслеживать, и начало сезона ― оптимальный момент, чтобы его проверить.
Как замерить износ?
― На глаз. Накиньте цепь на самую большую звезду трансмиссии. Попытайтесь оттянуть цепь. Если получилось сделать это на несколько миллиметров ― пора менять.
― Штангенциркулем. Отсчитайте 10 звеньев цепи. Вставьте в них губки штангенциркуля. Максимально разведите их, замерьте получившуюся величину. 119,7 ― 120,6 мм ― норма. Больше ― цепь пора менять.
― Цепемером. Недорогой прибор, который можно купить в любом веломагазине, или заказать на "АлиЭкспресс". Замеряет он процент растяжения цепи. Если этот показатель достиг 75% ― самое время поменять цепь. Если 100% ― менять срочно! Прямо сейчас!
Если у вас на велосипеде установлены V-брейки, на зиму вы должны были расстегнуть их. Застегните. Проверьте натяжение тросов. Проверьте, не стерлись ли тормозные колодки и нет ли неровностей на ободе.
Аналогично и с дисковыми тормозами. К неровностям обода они менее чувствительны, а вот если толщина колодок менее 1 мм ― тормоза пора менять.
В случае гидравлических тормозов посмотрите, не протекла ли за зиму тормозная жидкость. Если протекла ― с этой проблемой лучше уже обратиться в веломастерскую.
Ну и при любом типе проверьте работоспособность тормозов. Раскрутите колесо и нажмите на тормоз. Если колесо полностью остановилось за 1-2 секунды ― все в порядке.
Если велосипед хранился в квартире, вполне возможно, что на зиму педали вы просто сняли, чтобы не цепляться за них. Удостоверьтесь, что обратно вы их вернули в первозданном состоянии. Что нигде в их вращении нет люфтов.
Руль должен быть строго перпендикулярен заднему колесу, а крутиться он должен плавно, без рывков и мертвого хода. Высота седла должна быть комфортной, чтобы исключить излишнюю нагрузку на суставы.
Сядьте на велосипед. Чтобы не навернуться ― попросите кого-нибудь его подержать. Опустите педаль в крайнее нижнее положение. Нога, соответствующая этой педали, должна прямо стоять на пятке. Тогда при правильном, рабочем положении ноги в дороге (когда ось педали находится под передней подушечкой ступни), нога будет немного согнута. Самую малость.
Попрыгайте на ней, удостоверьтесь, что амортизатор работает хорошо. Если в качестве работы есть сомнения ― такую тонкую вещь, как вилка стоит доверить специалистам из веломастерской.
Кстати, если вилка масляная или воздушно-масляная, 1-2 раза в год стоит менять в ней масло. Дело это непростое, требующее специальных инструментов. Так что лучше в мастерскую...
Больше всего внимания уделите колесам.
Переверните велосипед и по очереди покрутите колеса. Нет ли где посторонних звуков? Не нарушена ли центровка? Легонько стукните по каждой спице металлическим предметом. Одинаково ли они все звучат? Если какая-то выбивается из общей симфонии, ее стоит подрегулировать. Если звук более низкий, чем у других ― слегка подтянуть. А вот если высокий ― ослаблять самолично не рекомендую. Слишком уж легко сделать на колесе "восьмерку" или "яйцо". Лучше в мастерскую.
Если велосипед хранился при отрицательных температурах, учтите, что на морозе резина имеет свойство дубеть, что снижает качество ее сцепления с асфальтом. Тщательно протрите покрышку тряпкой, пропитанной лимонным соком ― это поможет вернуть резине ее изначальные свойства.
Также из-за мороза могли потрескаться камеры. Накачайте колеса и оставьте велосипед на ночь ― все равно вы наверняка готовите его к сезону не за час до первой поездки. Если колеса спустили, камеры нужно проверить на предмет трещин и заклеить их. Либо полностью заменить камеру.
Ну и, конечно, приведите давление в шинах в соответствие с рекомендациями производителя (которые вы всегда можете найти на покрышке) и с вашими планами на ближайшую поездку. Для проселка и бездорожья накачайте послабее. Для асфальта ― посильнее.
На шинах обычно указывают давление в psi (не метрическая мера давления ― фунт на квадратный дюйм), либо в барах (1 бар приблизительно равен 1 атмосфере).
В среднем для шоссейного велосипеда нормой давления является 7-9 атмосфер, для горного ― 2,5-4 атмосферы.
Летом, особенно в жаркую погоду, рекомендуется придерживаться нижней границы нормы, чтобы расширяющийся при нагревании воздух не порвал покрышку.
Собственно, после всех этих действий ваш велосипед полностью готов к лету. Осталось только дождаться установления теплой погоды и... Вперед!
С собой, конечно, лучше всегда иметь насос, запасную камеру и заплатки с клеем, на всякий случай. Но это вы наверняка и сами знаете.
Ну и не забывайте, что в случае любых проблем с подготовкой или ремонтом велосипеда всегда можно обратиться в специализированный сервис, обладающий как соответствующим опытом, так и оборудованием.
Кирилл Кудряшов
25 марта 2022