Как подготовить велосипед к сезону

сервис

велосипедные спицы

Вот уже зазвучали первые звуки капели, вот трескучий мороз сменился легким колотуном... И душа велосипедистов запела в предвкушении весенне-летних покатушек! Скоро! Скоро верный байк будет извлечен из кладовки, с балкона или из гаража, и можно будет вскочить на него и... Стоп. Прежде, чем вскочить, нужно подготовить его к летним приключениям. Как именно? Пошаговая инструкция для вас:

Почистите велосипед

Протрите влажной тряпочкой раму, седло, руль и световые элементы.

Исходим из того, что раз вы читаете статью "Как подготовить велосипед к сезону", то вы ― ответственный велосипедист и к зиме его тоже тщательно готовили. А значит, он не простоял у вас всю зиму грязный, пристегнутый к забору или засыпанный снегом на незастекленном балконе.

Собственно, даже если и так ― отмыть его все равно нужно, но уже более тщательно, из шланга.

Почистите, смажьте и наденьте цепь

Собственно, за цепью ухаживать нужно всегда, не только в начале и в конце сезона. Но после долгого хранения ― сам бог велел поухаживать за ней особенно тщательно. Лучший инструмент для ее чистки ― зубная щетка. Смазать ее можно машинным маслом, но лучше ― использовать специальные цепные смазки: (ABRO Chain Lube и т. п.). Последний писк современной велосипедной моды ― цепные смазки на основе парафина. Даже если в дороге вы заденете цепь ногой ― она не оставит на штанах следов.

Еще способ, от бывалых велосипедистов: "варить" цепь в парафине. Просто растопить парфюмерный парафин (продается в любой аптеке) на водяной бане, и положить в него цепь ненадолго.

Основная проблема велосипедной цепи ― ее растяжение. Цепь хоть и металлическая, но постепенно будет растягиваться под приложенной к ней нагрузкой. Мало-помалу, цепь становится длиннее, а значит, меняется ее шаг. Шаг новой цепи (расстояние между ближайшими полыми осями) ― 12,7 мм, то есть ½ дюйма.

Если игнорировать растяжение цепи ― она постепенно начинает "съедать" более дорогостоящие элементы трансмиссии ― звезды и каретку. Поэтому растяжение цепи стоит отслеживать, и начало сезона ― оптимальный момент, чтобы его проверить.

Как замерить износ?

― На глаз. Накиньте цепь на самую большую звезду трансмиссии. Попытайтесь оттянуть цепь. Если получилось сделать это на несколько миллиметров ― пора менять.

― Штангенциркулем. Отсчитайте 10 звеньев цепи. Вставьте в них губки штангенциркуля. Максимально разведите их, замерьте получившуюся величину. 119,7 ― 120,6 мм ― норма. Больше ― цепь пора менять.

― Цепемером. Недорогой прибор, который можно купить в любом веломагазине, или заказать на "АлиЭкспресс". Замеряет он процент растяжения цепи. Если этот показатель достиг 75% ― самое время поменять цепь. Если 100% ― менять срочно! Прямо сейчас!

Цепемер

Подготовьте тормоза к использованию

Если у вас на велосипеде установлены V-брейки, на зиму вы должны были расстегнуть их. Застегните. Проверьте натяжение тросов. Проверьте, не стерлись ли тормозные колодки и нет ли неровностей на ободе.

Аналогично и с дисковыми тормозами. К неровностям обода они менее чувствительны, а вот если толщина колодок менее 1 мм ― тормоза пора менять.

В случае гидравлических тормозов посмотрите, не протекла ли за зиму тормозная жидкость. Если протекла ― с этой проблемой лучше уже обратиться в веломастерскую.

Ну и при любом типе проверьте работоспособность тормозов. Раскрутите колесо и нажмите на тормоз. Если колесо полностью остановилось за 1-2 секунды ― все в порядке.

Проверьте и, если это необходимо, почистите педали

Если велосипед хранился в квартире, вполне возможно, что на зиму педали вы просто сняли, чтобы не цепляться за них. Удостоверьтесь, что обратно вы их вернули в первозданном состоянии. Что нигде в их вращении нет люфтов.

Отрегулируйте руль и седло

Руль должен быть строго перпендикулярен заднему колесу, а крутиться он должен плавно, без рывков и мертвого хода. Высота седла должна быть комфортной, чтобы исключить излишнюю нагрузку на суставы.

Сядьте на велосипед. Чтобы не навернуться ― попросите кого-нибудь его подержать. Опустите педаль в крайнее нижнее положение. Нога, соответствующая этой педали, должна прямо стоять на пятке. Тогда при правильном, рабочем положении ноги в дороге (когда ось педали находится под передней подушечкой ступни), нога будет немного согнута. Самую малость.

Проверьте ход амортизационной вилки, если она есть на вашем железном коне

Попрыгайте на ней, удостоверьтесь, что амортизатор работает хорошо. Если в качестве работы есть сомнения ― такую тонкую вещь, как вилка стоит доверить специалистам из веломастерской.

Кстати, если вилка масляная или воздушно-масляная, 1-2 раза в год стоит менять в ней масло. Дело это непростое, требующее специальных инструментов. Так что лучше в мастерскую...

Колеса!

Больше всего внимания уделите колесам.

Переверните велосипед и по очереди покрутите колеса. Нет ли где посторонних звуков? Не нарушена ли центровка? Легонько стукните по каждой спице металлическим предметом. Одинаково ли они все звучат? Если какая-то выбивается из общей симфонии, ее стоит подрегулировать. Если звук более низкий, чем у других ― слегка подтянуть. А вот если высокий ― ослаблять самолично не рекомендую. Слишком уж легко сделать на колесе "восьмерку" или "яйцо". Лучше в мастерскую.

Если велосипед хранился при отрицательных температурах, учтите, что на морозе резина имеет свойство дубеть, что снижает качество ее сцепления с асфальтом. Тщательно протрите покрышку тряпкой, пропитанной лимонным соком ― это поможет вернуть резине ее изначальные свойства.

Также из-за мороза могли потрескаться камеры. Накачайте колеса и оставьте велосипед на ночь ― все равно вы наверняка готовите его к сезону не за час до первой поездки. Если колеса спустили, камеры нужно проверить на предмет трещин и заклеить их. Либо полностью заменить камеру.

Ну и, конечно, приведите давление в шинах в соответствие с рекомендациями производителя (которые вы всегда можете найти на покрышке) и с вашими планами на ближайшую поездку. Для проселка и бездорожья накачайте послабее. Для асфальта ― посильнее.

На шинах обычно указывают давление в psi (не метрическая мера давления ― фунт на квадратный дюйм), либо в барах (1 бар приблизительно равен 1 атмосфере).

В среднем для шоссейного велосипеда нормой давления является 7-9 атмосфер, для горного ― 2,5-4 атмосферы.

Маркировка давления на велосипедном колесе

Летом, особенно в жаркую погоду, рекомендуется придерживаться нижней границы нормы, чтобы расширяющийся при нагревании воздух не порвал покрышку.


Собственно, после всех этих действий ваш велосипед полностью готов к лету. Осталось только дождаться установления теплой погоды и... Вперед!

С собой, конечно, лучше всегда иметь насос, запасную камеру и заплатки с клеем, на всякий случай. Но это вы наверняка и сами знаете.

Ну и не забывайте, что в случае любых проблем с подготовкой или ремонтом велосипеда всегда можно обратиться в специализированный сервис, обладающий как соответствующим опытом, так и оборудованием.

ВЕЛОСИПЕДИСТ ПЕРЕД ПОЕЗДКОЙ


Кирилл Кудряшов
25 марта 2022