Кажется, что это понятие вошло в нашу жизнь совсем недавно, но это не так.
Последнее десятилетие действительно ознаменовалось бумом популярности электрических велосипедов наряду с другими электрическими средствами передвижения: самокатами, гироскутерами, сегвеями и прочими, но сама идея оснащения велосипеда двигателем появилась немногим позже изобретения самого двухколесного коня.
Велосипед был изобретен и запатентован в 1817-м году, но в виде, близком к привычному для нас, он появился лишь в 1884-м. Модель Джона Кемпа Старли называлась "Rover", то есть "Бродяга".
И уже в 1890-м году одновременно появились несколько патентов на велосипед, оснащенный электродвигателем.
Однако, еще на целый век электрический велосипед оставался не более, чем оригинальной диковинкой. Причина тому была проста: размеры и емкость существовавших до конца XX века аккумуляторов не позволяли использовать этот вид привода в массовом производстве. И лишь сто лет спустя, когда технологии производства аккумуляторных батарей шагнули далеко вперед, эволюция электровелосипедов рванула вперед семимильными шагами.
Сейчас электроприводом оснащаются практически все основные виды велосипедов. Существуют как шоссейные электробайки, так и горные, с хорошей амортизацией. Ну и конечно, недорогие городские.
Главное преимущество электровелосипеда перед обычным ― это, безусловно, простота использования. Электровелосипед не требует даже минимальной физической подготовки. Колеса приводятся в движение электродвигателем, а человеку остается лишь следить за равновесием.
Запас хода современных моделей достигает 100 километров. Этого с лихвой хватает на перемещения по городу для среднестатистического жителя. Использовать его можно также и в комбинированном режиме – время от времени крутя педали. А в случае, если батареи разрядятся, подзарядить их можно от обычной розетки 220В или же просто ехать дальше, используя уже только собственные мускулы.
Но куда больше преимуществ у электровелосипеда перед другими видами транспорта.
Он не требует парковочного места или гаража. Его можно без проблем хранить в квартире, причем места он занимает даже меньше, чем мопед. При этом весит значительно меньше мопеда, и в случае поломки (или отсутствия) лифта его можно без проблем поднять по лестнице.
Электровелосипед не производит выхлопных газов и не приносит с собой неприятного запаха. В связи с чем он гораздо экологичнее любого другого средства передвижения, имеющего двигатель.
Делать громких заявлений о его полной безопасности для экологии я не буду, ибо проблема утилизации аккумуляторов в последние годы становится все более острой, да и электричество для их зарядки вырабатывается в основном с помощью ТЭЦ, которые также наносят вред окружающей среде.
Электровелосипед значительно дешевле практически любого бензинового транспортного средства (за исключением, может быть, самых доступных моделей мопедов), и благодаря меньшему количеству деталей, значительно надежнее и проще в эксплуатации.
По соотношению энергозатрат и скорости он дешевле и быстрее любого вида транспорта, включая даже общественный.
Однако, электровелосипед до сих пор не вытеснил прочие виды транспорта (и, скорее всего, не вытеснит их никогда) по ряду причин.
Обычному велосипеду его электрический собрат уступает по трем важным параметрам: вес, стоимость и польза для здоровья.
Если цена велосипеда сейчас начинается от 8-10 тысяч рублей, то электрический его аналог стоит втрое больше. Минимальный вес городского велосипеда 12-14 кг. У электрического же – от 18 кг. И чем больше запас хода – тем больше аккумуляторы, и тем тяжелее сам аппарат.
Если катаясь на обычном велосипеде человек сжигает порядка 450 Ккал/час, то на электровелосипеде этот показатель стремится к нулю. Ведь в том и смысл наличия электропривода: не крутить педали.
По дальности езды на одном заряде электровелосипед существенно уступает автотранспорту. При этом если на заправку полного бака машины уйдет несколько минут, то на полную зарядку батарей – до 6 часов.
Ну и наконец, езда на электровелосипеде в зимнее время не только менее комфортна (как впрочем и на обычном), но еще и существенно сокращает емкость аккумуляторов, а значит и дальность хода.
Что мы имеем в сухом остатке?
Электровелосипед – это удобный и перспективный вид городского (да и туристического) транспорта. Не смотря на то, что львиную долю рынка недорогих транспортных средств заняли самокаты, велосипед превосходит их по удобству и дальности поездок, а значит, еще долго останется любимым транспортным средством сотен тысяч людей.
Количество электровелосипедов на дорогах будет расти и дальше, а развитие технологий наверняка сделает его еще более доступным для приобретения.
И если сейчас вы думаете, покупать ли электровелосипед – не сомневайтесь. Пусть он менее полезен и экологичен, чем обычный, но ездить на нем вы будете долго, далеко и с удовольствием.
Кирилл Кудряшов
18 февраля 2022