Весь город на колесах, или как увлечение велосипедом улучшило дороги Делавэра в конце XIX века

интересная история

велосипед пенни фартинг

"Этот город помешался на велосипедах!" ― писала о Джорджтауне (штат Делавэр) газета Wilmington Delaware Gazette and State Journal 12 апреля далекого 1894 года. ― "Почти каждый мужчина, женщина или даже ребенок в нем увлечены велосипедом. На прошлой неделе горожане приобрели 12 штук. На этой ― еще несколько! Итого в городе насчитывается более 50 колес. Женщины уже поговаривают о создании клуба велосипедисток и о катании в раздельных юбках или брюках!"

Сейчас такое количество велосипедов на город кажется смешным, но не забывайте, речь идет о маленьком городке в США в конце XIX века, в котором жило не более 1500 человек. Причем в годы, когда привычный нам велосипед был еще только-только запатентован.

В тот же день о Джорджтауне писала и Smyrna Times: "Город охватила велосипедная лихорадка! Жители потратили на покупку велосипедов порядка 2 тысяч долларов только за последние две недели! Улицы тихого городка буквально забиты ими, и обитатели Джорджтауна, кажется, перемещаются исключительно на колесах! Мужчины, женщины и даже дети!"

В XIX веке "первый штат" (Делавэр носит это прозвище, так как первым из 13 колоний ратифицировал Конституцию США) пережил техническую революцию. Появление надежных паровых двигателей сначала обеспечило его связью с миром посредством пароходов, а затем, после гражданской войны, и по железной дороге.

Ожило движение и в самом штате. Если ранее путешествие с южных окраин Делавэра в его крупнейший город, Уилмингтон, занимало несколько дней, то после постройки железной дороги – несколько часов.

Однако и пароходы, и паровозы ходили по расписанию, а людям хотелось иметь удобный, быстрый и недорогой транспорт, на котором они могли бы добраться до нужного места в любой момент. И этим транспортом стал велосипед!

Первыми велосипедами были "Пенни-фартинги", состоявшие из огромного переднего колеса и маленького заднего. Отсюда и название. Монетка пенни была значительно крупнее фартинга.

Однако эти велосипеды были весьма травмоопасны, из-за высокой посадки. Чтобы забраться на них или слезть, требовалась определенная сноровка. Ну а в случае потери равновесия велосипедист устремлялся к земле с высоты человеческого роста, что было чревато серьезными травмами, а иногда даже и смертью.

Сейчас "Пенни-фартинги" можно увидеть разве что в цирковых представлениях, и ездок, привыкший к современному байку, вряд ли освоится с этой машиной с первого раза.

К концу XIX века появился и велосипед привычного нам вида, построенный по схеме "бродяга", с колесами одинакового размера, ну а в 1886 году на дороги США выехали первые велосипеды с резиновыми шинами. И вот тогда страну захлестнула настоящая велосипедная лихорадка.

В 1890 году в Америке было выпущено около 40 тысяч велосипедов.

В 1896-м ― уже 1,2 миллиона!

В последнее десятилетие XIX века велосипедное движение охватило Джорджтаун и другие прибрежные города. Жители создавали клубы для совместного катания, проводили митинги в поддержку велосипедного движения и отправлялись в групповые туры на своих железных конях!

Однако, как и в большинстве других штатов, дороги Делавэра не особо изменились с колониальных времен. Грунтовые дороги, изрытые колеями, после сильного дождя превращались в настоящую трясину, совершенно непригодную для езды на двухколесном транспортном средстве.

Велосипедисты коллективно выступили за улучшение дорог, что и послужило толчком для прокладки новых, с хорошим твердым покрытием.

Таким образом, именно велосипедисты Делавэра подготовили дороги своего штата к появлению новых безлошадных экипажей, которые в итоге и стали доминировать в США, да и во всем мире!


Кирилл Кудряшов
21.03.2022

Источник: "The town is on wheels": The bicycle craze that improved Delaware roads: History