Велотуризм

инфо

Велосипеды у палатки в лесу
Photo by Tobias Kebernik

Туристические поездки на велосипеде ― это отдельный вид удовольствия. Даже привычные и всем знакомые маршруты открываются при таком способе знакомства с миром с совершенно иной стороны.

Вам откроются красивейшие дороги, ущелья, леса и озера. Вы сможете заночевать в отеле не пяти звезд, а пяти миллионов звезд – разбив палатку под бескрайним небом, а наутро продолжить путь в отличном настроении и прекрасной физической форме.
 
Если "дикий" туризм вам чужд – хорошо, можно построить маршрут так, чтобы он пролегал мимо комфортабельных туристических баз, коих у нас в стране, да и во всем мире, предостаточно.

Подготовка к поездке 

Велосипед с закрепленными вещами
Paul Cole CC BY

Вы можете как продумать маршрут самостоятельно, так и воспользоваться одним из множества, опробованных другими путешественниками (Гугл вам в помощь, равно как и тематические форумы). В конце этой статьи я предложу вам несколько вариантов поездок по России, так что самые нетерпеливые и опытные – листайте дальше.
 
Ну а если туристическая поездка, о которой вы задумались, будет для вас первой – внимательно прочтите этот раздел.
 
Выбирая маршрут, обратите внимание на его уровень сложности. Если прокладываете маршрут самостоятельно – трезво оцените свои силы и опыт. Большинство маршрутов доступны велосипедистам среднестатистической физической формы, но если вы хотите проехать от Мачу Пикчу до озера Титикака, адекватно оцените свои возможности. Потянете ли вы поездку длиной 680 километров на высоте более 3,5 тысяч метров?
 
Второе, чему нужно уделить внимание, готовясь к поездке – это исправность велосипеда.
 
Проверьте всё, что можно проверить. Смажьте всё, что требует смазки. Подтяните всё, что может быть разболтано. Если финансы позволяют – загляните перед поездкой в велосипедную мастерскую и опишите ситуацию. Мол, так и так, планирую проехать 500-1000 километров. Сделайте, пожалуйста, ТО моего байка.
 
Самые базовые вещи для ремонта обязательно возьмите с собой. Насос, две запасные камеры, клей и заплатки. Если до сих пор вам не доводилось менять или клеить проколотую камеру – попрактикуйтесь перед поездкой. В городе, в случае поломки, вы всегда можете сесть в автобус или вызвать такси. В глуши сесть вы сможете только попой на холодные камни, а вызвать – только медведя.
 
Набор ключей – тоже обязательный атрибут путешественника. В том числе и ключ для спиц. И пару-тройку запасных спиц тоже возьмите.
 
На случай потребности в ремонте собственного организма также возьмите базовые вещи. Заплатки. Тьфу, пластыри и бинт, разумеется. Антисептик и болеутоляющее.
 
Что взять с собой из снаряжения?
 
Очевидно, что если планируется ночевка под открытым небом – палатку и спальник. Не лишним будет и туристический коврик, изомат, из пенополиэтилена.
 
Многие туристы стараются купить максимально легкие вещи, и на первый взгляд это кажется логичным. Но сверхлегкие палатки или разваливаются от первого же порыва ветра, или стоят невероятных денег. Выбирайте средний ценовой и весовой диапазон. Лишний килограмм в пути вас точно не вымотает, а сэкономленные деньги пригодятся в путешествии.
 
Посуда для приготовления. Котелок, ложка, складной нож – базовый набор путешественника. Конечно, если ваш путь будет лежать мимо туристических баз и кемпингов, то посуда – лишний вес и лишние траты. Если же вы планируете путешествовать полностью автономно, без посуды не обойтись никак.
 
Навигатор. В принципе, с учетом способностей современных смартфонов, оснащенных gps и ГЛОНАСС, отдельный навигатор не нужен. Но если ваш сотовый уже демонстрировал вам свое неумение поймать сигнал спутника в глуши, куда не добивают сотовые станции – купите профессиональный навигатор. Полезная штука.
 
Девайсы для зарядки. Навигатор ест электричество. Прилично ест. И его, и телефон нужно будет регулярно заряжать. Выхода два – либо пауэрбанк большой емкости, которого вам точно хватит или на всю дорогу, или до следующей точки подзарядки, либо же приблуда, способная вырабатывать электричество.
 
На Алиэкспрессе с избытком небольших солнечных панелей, а также устройств, преобразующих тепловую энергию в электрическую. Но для велосипедиста, как мне кажется, самым оптимальным вариантом будет динамо-машина, установленная на колесо. Вращать его вы будете всю дорогу, и превратить энергию вращательного движения в электрическую – проще всего.
 
Одежда. Тут рекомендация всего одна: одевайтесь соответственно условиям, в которых пройдет ваша поездка. И даже если это – мягкий тропический климат, возьмите с собой одну запасную теплую вещь и защиту от дождя.
 
И главное: надевайте велошлем! Сломать в дороге велосипед пополам не так страшно, как заработать черепно-мозговую травму в нескольких десятках километров от ближайшего жилья.

Варианты маршрутов на лето

1) Байкал

Самое глубокое и одно из самых прекрасных озёр на планете – Мекка туристов всего мира. Автомобилистов, пеших туристов, любителей комфортабельного отдыха, и, конечно, велосипедистов. Веломаршрутов на Байкале великое множество, от простых до экстремальных. Зимой вы можете, например, принять участие в гонке "Ледяной шторм", а летом, если позволяют время и силы, можно вообще махнуть на байке вокруг Байкала.
 
Ледовый штор велогонка 2013
Фото с сайта ice-storm.com. Гонка 2013

Вот вам один из маршрутов, подходящий для среднего уровня подготовки и для маунтинбайка.
 
Маршрут Иркутск – Ольхон. Протяженность – 250 км.
 
Большой плюс этого маршрута – начинается он в Иркутске, до которого можно добраться любым видом транспорта. Палатка, спальник и прочие атрибуты походной жизни – по желанию. В дороге будет где остановиться.
 
Опорные точки маршрута.
 
Иркутск, который, кстати, тоже будет интересно исколесить на байке, увидев место расстрела Колчака, легендарного бабра, держащего в зубах соболя, величественную Ангару и ее набережную, памятник Гайдаю и многое другое.
 
Оек – негласная столица декабристов.
 
Усть-Ордынский, недалеко от которого находится священная гора Манхай.
 
Баяндай.
 
Косая степь. Это не характеристика местности, это название крохотного вымирающего села.
 
Еланцы.
 
Бухта Ая – фантастически красивая бухта на Байкале.
 
И, наконец, сам остров Ольхон.
 
Озеро Ольхон
Photo by maksim-rosliakov. Остров Ольхон

Вам гарантирована масса впечатлений и пейзажи невероятной красоты! Ну а также ачивка: "Я был на Байкале". Особо смелые и морозоустойчивые могут рискнуть в нём искупаться.
 
2) Чуйский тракт


Уровень сложности – чуть меньше среднего.
 
Горы
Photo by shtabnykh. Чуйский тракт

Одна из самых красивых и живописных дорог мира. Юридически начинается от Новосибирска и заканчивается на границе с Монголией. Но для туристов наиболее интересна та её часть, что проходит по территории Республики Алтай.
 
Стартовать можно из Бийска (до него ходят автобусы и поезда) либо из Горно-Алтайска (до него добраться можно автобусом или самолетом).
 
Самый популярный маршрут – Горно-Алтайск – Кош-Агач. 460 км. Дорога на всём его протяжении асфальтированная, так что для этого тура подойдет и шоссейный велосипед. Горный – актуален, если вы планируете периодически сворачивать в сторону, к многочисленным природным достопримечательностям Алтая.
 
Интересный момент: перепад высот на этой дороге составляет от 300 метров (высота Горно-Алтайска над уровнем моря) до 1800 метров (Кош-Агач). Высота повышается плавно, так что особо экстремальных поездок в гору не будет, но зато вы сможете ощутить, каково это, крутить педали в уже слегка разряженном воздухе.
 
Туристических баз на вашем пути будет множество, но возможны также и ночевки под открытым небом. К тому же, если позволяет время, вы всегда можете остановиться на денёк-другой на турбазе и отправиться на экскурсии по окрестностям. Хоть на байке, хоть на микроавтобусе с группой туристов.
 
3) Золотое кольцо России


Куда без него? Тур по древним городам России, с их уникальными памятниками архитектуры и истории. Протяженность – 500 км. Уровень – базовый. Велосипед – шоссейный.
 
Сергиев Посад – Переславль-Залесский – Ростов – Ярославль – Кострома – Иваново – Суздаль – Владимир.
 
Каждый город – туристическая жемчужина с богатой историей и множеством памятников. В каждом городе есть отели разной ценовой категории. В каждом городе можно задержаться на день-два-три, и исколесить его весь, наслаждаясь знакомством с историей сердца своей страны.
 
Палатка и спальник бесполезны. На трассе останавливаться не рекомендую, разбивать палатку в парках города – тем более.
 
В общем, в какой бы части России вы ни жили – наверняка в вашем регионе найдется свой интересный туристический маршрут! Так что… Смело в путь! Интересного и насыщенного вам лета!


Кирилл Кудряшов
1 августа 2022