- Может сразу со второго вопроса, а? Это реально самый частый вопрос, который мне задают. Ну ладно, попробую. Я планировал большое путешествие по Европе, но до ноября был связан работой, раньше стартовать не мог. Ну а зимой путешествовать по Европе, сам понимаешь, холодно. Поэтому я и выбрал жаркие страны… Ну и второй причиной было показать, что возможно все. Что возможно проехать тысячи километров по самым страшным местам. Главное – желание.
- Более шести тысяч километров. Это без учета автостопа. Только на велосипеде.
- На велосипеде – нет. Только на машине. Точнее, мы брали с собой велосипеды, приезжали в нужное место, и там уже пересаживались на них. Но конкретно велопутешествия по Европе у меня еще не было.
- Понимание это пришло, наверное, еще в 16 лет, когда я отправился в Китай, работать актером, шоуменом. Ну, вы про это уже писали. Про мой номер, где я прыгал в бассейн с вышки, облитый бензином и подожженный. Поехал, не зная английского и китайского, и уже там, на месте, начал коммуницировать и познавать мир.
Ну а Африка была мне интересна как возможность увидеть страны… Может быть грубо сказано, но… Страны третьего мира. Если в Китае кушают палочками, а не ложками и вилками, то в большинстве стран Африки едят просто руками. И у них свой подход к религии, культурам и понятия, радикально отличающиеся от привычных нам.А если говорить о физической форме, об уверенности, что вынесу этот путь, то… Быть готовым к такой поездке помогла, конечно, служба и предыдущие походы. В 20-м году я проехал Украину с севера на юг, в 21-м ― Крымский полуостров с востока на запад. Все это на велосипеде, естественно.
А на самом маршруте… Мой график был таким: встаешь в 6 утра, готовишь себе завтрак и более 10 часов крутишь педали в сутки. Ещё до полудня я проезжал 100 км, а оставшиеся 50 – как только спадет солнечная активность. Но иногда приходилось не останавливаться и ехать непрерывно под жаркими солнечными лучами, то и дело обжигая кожу. В день я проезжал от 100 до 200 километров. Рекорд – 1037 км за неделю. Под вечер – остановка в поисках жилья, готовка ужина, ну или поиск места, где можно поужинать. На это уходит очень много времени. Сон, и все по новой. При этом когда-то надо выйти в сеть, опубликовать пост о том, где ты сегодня был и что видел, а также написать записи в блокнот для будущей книги. Или хотя бы записать наброски, чтобы потом не забыть. Это непростой труд.
- Это, на самом деле, распространенный стереотип, что страны Африки – они ужасно бедные, дикие, далекие от цивилизации. iPhone в руках местных я видел достаточно часто. Ну и могу еще вот такой пример привести. Приехал я в один город, и мне совершенно негде остановиться. Договоренностей нет, деньги у меня к тому времени уже украли. И вот один местный, узнав от об этом, дал мне 50 долларов на жильё и еду. Так что не настолько Африка бедная, какой кажется со стороны. По крайней мере я её Так увидел. Так что есть там и "скорая", и полиция, которые быстро приезжают по звонку. Бывают, конечно, и глухие саванны, где в случае чего помощи дождаться трудно, но это от страны зависит. Эфиопия, например, полностью заселена вдоль дорог! Нет даже клочка, где можно поставить палатку. А если брать Намибию, то это одна пустыня. На сотни километров ничего нет. Однако таких мест в Африке куда меньше, чем густонаселенных.
- Основой моих финансов были накопленные средства. Как я уже говорил чуть раньше, стартовал я в ноябре во многом потому, что занимался организацией сплавов на байдарках. Но спонсоры были. Мы с командой создали таблицу, в которой собрал все компании, связанные со спортом и туризмом. Белорусские и Российские компании… Было их более трехсот. И всем отправил электронное письмо с предложением о сотрудничестве. Отозвалась минская компания "Веломан", которая сотрудничала с российским производителем велосипедов "SHULZ". Они мне и предоставили велосипед и комплектующие к нему.
В соцсетях также рассылал сообщения, не все же просматривают электронную почту. В "Вконтакте" мне ответила швейная мастерская "Masey BikePac", тоже из Минска. Эта компания снабдила меня удобными сумками.
Был еще спортивный интерес – проехать на велосипеде весь континент с севера на юг. Сделать это, правда, не удалось, первоначальные планы ощутимо изменились. Египет граничит с Израилем и Палестиной, там неспокойно. А в Судане – гражданская война, так что туда попасть тоже не было возможности. Поэтому маршрут свой я начал с Эфиопии и планировал доехать до ЮАР. Но и туда не попал изначально из-за бюрократических проволочек, а также отсутствия паспорта. Очень сложно оформить документы для некоторых африканских стран. Так что получилось проехать почти всю Африку по диагонали. От Эфиопии до Намиба.
- Вышел на них я. Когда я рассылал письма потенциальным спонсорам, написал и в Русское географическое общество. Описал свои цели и задачи. А они в ответ предоставили мне сопроводительное письмо, подтверждающее мой проект, и готовы были обеспечить информационную поддержку, если потребуется. Сейчас я подготавливаю лекционный материал о своем путешествии. Об особенностях Африки, о том, что с вами там может произойти в поездке. Буду читать лекции в туристических клубах Минска и для Русского географического общества. Не знаю пока, в онлайн формате это будет, или меня пригласят в Россию.
- Что интересует эту организацию? Быть может, были какие-то конкретные задачи? "Заедь в такой-то регион по пути? Уточни протяженность такой-то дороги? Спроси у местных, на каком диалекте говорят вот в этом уголке Африки?" Что ты в конечном итоге привез Русскому географическому обществу?
- Каких-то задач передо мной не ставили. Я сделал это сам, а они просто согласовали мой проект. В самом обозримом будущем я засяду писать подробный отчет о путешествии, в котором опишу результаты поездки. Думаю, будет это в формате книги. Материала много. В частности, я составлял опросы местных об их взглядах на жизнь, на прошлое, на историю стран, в которой они проживают. Говорили мы и о причинах бедности населения, и о том, как эту бедность преодолеть. Об общих чертах Африки и Европы, а также, уже больше вопрос ко мне, а не к африканцам, как Африка меняет взгляды человека посетившего ее.
- А что было самым тяжелым или, быть может, самым страшным в этой поездке?
Также тяжело было, когда тебя грабят, а ты ничего не можешь сделать. Например, когда у меня увели рюкзак с документами на пляже в Кении, я бросился за вором в погоню, но догнать кенийского бегуна – еще та задача. Шансов не было. А второй раз – уже по дороге в аэропорт, буквально в двух шагах от него, просто выхватили телефон из рук. И снова шансов ноль. Я был на велосипеде, а вор – на мотоцикле. Плюс велосипед у меня был загружен вещами, килограмм 50 вещей. Был бы я налегке – я б его догнал…
- Отношение местных очень сильно зависело от страны. В Эфиопии за мной бегали километрами с криками, что доставляло сильный дискомфорт. Хочется остановиться, попить воды, банально сходить в уборную, но тебя тут же окружает толпа человек в 30-50 человек, готовых выхватить у тебя что-то, или сорвать с велосипеда все, что плохо закреплено. Чем южнее я ехал, тем люди становились более открытыми, добродушными, готовыми помочь в любой ситуации. Предлагали пожить у них, если это необходимо. Чем южнее страна, тем больше таких предложений я находил на платформе каучсерфинга. Люди готовы были принять, накормить, помочь чем необходимо. Предлагали даже поделиться одеждой.
- Наверняка в разговоре с теми людьми, у кого ты останавливался на ночлег, тебя спрашивали, откуда ты, из какой страны. Что в Африканских странах знают о Беларуси? Быть может, доводилось сталкиваться с какими-то забавными стереотипами?
- Многие люди в принципе не знали, где находится моя страна. И когда объясняешь: "Европа", и показываешь на карте, смотрели они с полным непониманием. Для них Европа – это Германия и Франция. Оттуда в Африку туристы порой приезжают. Я даже встречал их в путешествии. Но некоторые местные были довольно образованные, Беларусь знали. Кстати, интересно, Беларусь хорошо знакома дальнобойщикам. Они даже знали, с кем она граничит и кто у нас президент. Но шуток про картошку не было, если ты об этом.- Ну и про языковой барьер немного, пожалуйста. Как вы общались с местными жителями?
- Во многих странах, начиная с центральной части Африки, и уходя в южную часть континента, второй, то и вовсе основной национальный язык ― английский. Там на нем многие говорят достаточно свободно. Вот только в начале своего пути я английского не знал совсем, и первое время мне было очень тяжело. Но в Эфиопии, моей первой стране по маршруту, английским так же мало кто владел, так что общение наше напоминало игру в "Крокодила". Но поскольку в начале пути я был очень хорошо подготовлен – у меня все было с собой, включая запасы еды на месяц, общение с местными сводилось к минимуму.
- Если бы ты готовился сейчас ко второму заходу в Африку, например, для поездки по другому маршруту, что бы ты изменил в своей подготовке к путешествию? Что бы взял с собой, а что не стал бы брать?
- Это зависело бы от целей новой поездки. Если бы целью было просто проехать, без научных исследований – я бы максимально облегчил груз и оснащенность. Все легкое и компактное. Ничего лишнего. А если с какими-то глобальными задачами, то ничего не менял бы. К первой поездке я готовился очень основательно, и результат показал, что я действительно взял все, что мне было необходимо. Начиная с энергии – у меня была с собой большая солнечная панель, и заканчивая фильтрами для воды – напиться я мог из любой лужи, профильтровав воду.
Компоненты, запасные части велосипеда – их было столько, что можно было собрать половину еще одного велосипеда. Пригодилось, конечно, не все. Основным расходным материалом были заплатки на колеса. Ушло их очень много, пришлось даже дополнительно покупать в Африке. И да, наверное единственное, что я поменял бы в своем оснащении – это насос, который подвел меня в Кении. Под дуло автомата подвел. Насос я бы взял самый надежный, какой только возможен. А чего хотелось, но я не взял в эту поездку, так это диктофон. А следовало бы. Записывать каждый день, описывая свои впечатления, – это большая работа. А так, мог бы коротко наговорить самое важное за день, а уже потом – разобрать эти заметки. И по возможности взял бы более качественную фототехнику.
- Поменялось очень многое, но это все – в моем внутреннем мире. Понимание различных жизненных моментов, целей в жизни. Понимание того, для чего мы здесь, и зачем. В словах это не выразить. Это каждый понимает сам, пройдя через тяжелый и тернистый путь. Ну и восприятие экстремальных ситуаций. Того, что даже самая страшная ситуация – это еще не конец, и всегда есть выход – главное, этот выход найти. Да и вообще…. Все страхи – у нас в головах!
- Велосипед играет в моей жизни очень большую роль. Приучил меня к велосипеду отец, и еще в 14 лет мы с ним поехали в Европу и много ездили по ней именно на велосипеде. В 15 я уже самостоятельно уезжал в велопоходы на несколько дней, в последующем в студенческие годы – организация велопоходов по Беларуси, по заграницам, причем поездки эти не зависели от времени года. Сезон я закрывал 30 декабря, а новый мог открыть уже в первых числах января.
- Критериев три: простота, надежность и легкость. Чем меньше подвижных деталей в конструкции, тем меньше вероятность поломки. Поэтому, в пользу простоты и легкости, я отказался от велосипеда с передним амортизатором. Руль – типа "бараний рог", чтобы иметь возможность множества различных хватов, материал рамы – хромомолибденовая сталь. Это самая прочная сталь, из которой делают велосипеды, но при этом если что-то сломается – можно будет устранить эту поломку сваркой, а сварочный аппарат в конечном итоге найдется в любой, даже самой глухой деревне. Ну и еще важным критерием была возможность повесить много сумок. Колеса я выбирал узкие, потому как маршрут разведал заранее, и знал, что ехать буду в основном по асфальтированным дорогам. Что до мастерских в Африке, то как я уже говорил, велосипедов там много, а значит – есть потребность в их ремонте и в запчастях. Спрос порождает предложение, поэтому ходовые запчасти: латки, покрышки, насосы – все это было в каждой деревне. Ну а более сложные детали, такие как, например, задний переключатель, который у каждого велосипеда свой, найти уже проблематично. Но поскольку готовился я всерьез ― такие вещи у меня были с собой.
- Давай завершим наш разговор на красивой философской ноте. Твой совет нашим читателям, велосипедистам мира или, быть может, миру в целом?
- Как говорил Ричард Брэнсон: "К черту все! Берись и делай!"
В завершение статьи скажем, что в данный момент, в Минске, Егор занимается организацией походов по белорусским болотам, сплавов на байдарках и велопоходов по стране. И если вы, вдруг, захотите поучаствовать в приключении под руководством опытного гида, покорявшего Эльбрус и проехавшего почти через всю Африку и стран соседей на велосипеде – стучитесь сюда.
Кирилл Кудряшов
24 июля 2024