Даже если велосипед для вас ― не образ жизни, а просто средство передвижения, например, способ доехать до работы и обратно, наверняка, отправляясь в какую-то новое место, вы не просто выезжаете из дома и едете в примерном направлении.
Наверняка, вы хотя бы в первом приближении продумываете маршрут, исходя из своих знаний о той местности, где вам предстоит проехать. Например, если кратчайший путь на работу лежит через гору, то собираясь добраться туда на велосипеде, вы, если это возможно, выберете объездной путь. Лучше потратить лишние
10 минут на дорогу, чем приехать в офис вспотевшим.
Ну а если ваша цель – как раз бросить себе вызов, проверив свою выносливость, то вы постараетесь выбрать путь, изобилующий спусками и подъемами. Ну и конечно, кататься вы предпочтете в парке, а не по оживленной дороге.
Приложения для планирования маршрута
Современные приложения для смартфона позволяют учесть многие нюансы в планировании пути. Вид дорожного покрытия, наличие велодорожек, ширина тротуаров, крутые подъемы. Многие, но увы, не все.
Популярное приложение Bikemap, если указать ему точку, до которой вы хотите добраться, проложит два вида маршрута: самый быстрый, и тот, на который потребуется минимум энергозатрат. Отталкиваться оно при этом будет от перепада высот на маршруте, но при этом полностью игнорируя такие моменты, как отсутствие тротуаров, надземные пешеходные переходы или участки дорог, которые никто не ремонтировал со времен Брежнева.
Я, отправляясь в место, где раньше не был, использую как правило 2ГИС. В нем нет варианта "велосипедный маршрут", но зато достаточно неплохо продуманы пешеходные. Ведь где пройдет пешеход, там гарантировано проедет и велосипед, по крайней мере горный, ибо 2ГИС иногда ведет меня по узким тропам и проселочным дорогам.
На Яндекс.картах есть опция "велосипед" и даже "самокат". Маршруты для этих транспортных средств "Яндекс" прокладывает, как правило, идентично, совершенно не беря в расчет тот факт, что поездка по лесной тропинке на самокате может запросто стать для него последней, ведь колеса совершенно не приспособлены для рытвин и ухабов.
В идеале, если есть время и желание продумать действительно оптимальный путь, в спорных местах можно использовать и Google Maps, посмотрев на 3D-картинке, есть ли по маршруту тротуар, или вам придется ехать по проезжей части. Но увы, эта функция доступна только для основных улиц. Если ехать вы будете где-то по окраинам маленького провинциального города, то пока не окажетесь на этой улице, не узнаете, какой там асфальт и тротуар.
Построение веломаршрута в Bikemap
Принципы планирования веломаршрута
1) Минимизируйте поездки по дорогам общего пользования. Старайтесь прокладывать маршрут так, чтобы как можно большую часть пути ехать по велодорожкам.
2) Если это невозможно – выбирайте менее оживленные дороги.
3) Учитывайте тип вашего байка. На шоссейном велосипеде не срежешь путь по грунтовке или тропинке, ведущей через лес. Лучше подумать об этом заранее, чем в середине пути обнаружить, что вам либо возвращаться пару километров обратно, либо ехать по шестиполосной дороге, когда мимо проносятся многотонные фуры.
4) Внутриквартальный проезд предпочтительнее тротуара вдоль дороги. Даже если навигатор говорит, что объездной путь дольше минут на 10, вполне возможно, что вы проедете его быстрее, чем прямой, на котором придется периодически обруливать хаотично перемещающихся по тротуару пешеходов.
5) Над- и подземные переходы существенно замедлят ваше движение. Приложения не делают разницы между ними и обычными пешеходными переходами, но вы-то знаете, какое это удовольствие – подниматься по лестнице с велосипедом.
6) Учитывайте перепады высот. Особенно хорошо меня поймут жители Владивостока… Умный в гору не поедет, умный проложит маршрут так, чтобы эту гору объехать.
7) Смотрите, где ездят другие. Сделать это можно в том же Bikemap. Если ваша цель не доехать из точки А в точку Б, а покататься на свежем воздухе – откройте приложение и посмотрите созданные другими пользователями маршруты поблизости. Выбор достаточно широк!
8) Прокладывая свой маршрут, учитывайте не только его технические характеристики (подъемы, спуски, протяженность), но и эстетическую прелесть. Велосипед тем и хорош, что, получая пользу для здоровья, вы можете узнать многое о своем городе и его окрестностях. Прокатитесь по красной линии (она есть во многих городах – линия, проходящая мимо основных достопримечательностей), по местам, связанным с известными людьми вашего города, мимо самых красивых архитектурных сооружений или самых древних построек.
И конечно же, делитесь маршрутом с другими пользователями. Многие скажут вам за это большое спасибо!