Велокурьеры меняют город. Аналитика агентства Kept

интересная история

Велокурьер. Photo by Edna Winti CC BY on Flickr
Велокурьер. Photo by Edna Winti CC BY on Flickr

По оценке консалтингового агентства Kept (бывшего некогда частью международной сети KPMG), за 2022 год только в одной Москве на велосипедах и самокатах было доставлено заказов на 260 миллиардов рублей. Сюда входит и доставка еды из ресторанов и товаров из розничных магазинов. И по прогнозам аналитиков, за пару лет эта цифра может удвоиться. Однако, зависеть это будет не только от покупательской способности.

100 тысяч курьеров

Сейчас по Москве разъезжают около 100 тысяч курьеров. Кто-то на личном автомобиле, кто-то – пешком и на общественном транспорте. Но 50 тысяч из них пользуются микромобильным транспортом. Самокатами и велосипедами. От механических до электрических.

 50 тысяч человек на велосипедах. Это примерно население Кизляра и вдвое больше населения Лабытнанги в Ямало-Ненецком автономном округе.

Интерес курьеров к двухколесному транспорту вполне понятен – при столь загруженных дорогах, как в Первопрестольной, скорость доставки на велосипеде на 30-40% выше, чем при доставке на автомобиле, и на 200-300% выше, чем у пешего курьера.

 И вся эта армия курьеров сделала за прошлый год оборот в 260 миллиардов рублей. Много это или мало? Вполне прилично. 4% от общей выручки розничных сетей и общепита в Москве. Вдумайтесь, 4% от всех заказов доставлены велосипедистами и самокатчиками.

Могло ли быть больше? Могло, даже при тех же объемах продаж. Если бы городская инфраструктура столицы была более продуманной.

Нью-Йорк и Москва

По мнению аналитиков, Москва по уровню интереса к велодоставке сопоставима с Нью-Йорком. Оба города характеризуются большой загруженностью дорожной сети и стремительно развивающимся сегментом быстрой доставки. Однако по развитию инфраструктуры "Большое Яблоко" обходит Белокаменную как болид "Формулы-1" старенькую "Ниву". В Нью-Йорке на 100 тысяч человек приходится 40 км велодорожек. В Москве – всего 3,5 км.

 Однако, перспективы есть. Kept отмечает наличие сотрудничества между администрацией города и бизнесом. То есть, представители торговых сетей и служб доставки сообщают мэрии о тех маршрутах, на которых велодорожки особенно нужны, и мэрия прислушивается к этим словам!

Только в 2023 году в Москве планируется создать около 70 км велоинфраструктуры. Пока что это преимущественно установка делиниаторов, искусственных бордюров, выделяющих из проезжей части отдельную полосу для велосипедистов и самокатчиков. Также ожидается, что к 2025 году велодорожки столицы объединят в единую сеть, а значит, курьерам не придется спешиваться, переходя через дорогу, не придется тащить велосипед на себе через подземный или надземный переход и не придется сбавлять скорость до пешеходной, лавируя между прогуливающимся по тротуару людьми.

 Все это, в сочетании с постоянным ростом интереса покупателей к онлайн-заказам, может дать взрывной рост доставок, а значит – создать новые рабочие места. В выигрыше и власть (больше продаж – больше собранных налогов), и потребители, которые будут быстрее получать свои заказы. И, конечно же, и бизнес, и курьеры.

Но для этого, отмечает Kept, потребуются крупные финансовые вливания в дорожную инфраструктуру столицы.

 Аналитику по другим российским городам агентство пока не проводило. Всем, кто живет за пределами МКАДа и так понятно, что чем дальше город от столицы, тем хуже обстоят дела с велоинфраструктурой. Курьерам, передвигающимся по Лабытнанги, остается только посочувствовать.

Но есть надежда, что со временем интерес Москвы к велодоставкам переймут и другие города…


Кирилл Кудряшов
2 августа 2023