Велоэкипировка

инфо

Рюкзак и велосипедный шлем
Photo by Andy Morgenstern

Конечно, главные составляющие скорости велосипедиста и два главных залога победы в гонке (или просто хорошей велопрогулки) это качество байка и физическая форма его наездника.

Но согласитесь, если вместо шлема на вас строительная каска, вместо велотуфель – шлепанцы, вместо легкой футболки – деловая рубашка с длинными рукавами, а на ноги натянуты ватные шаровары, далеко вы в такой экипировке не уедете. Проклянете все на свете и пойдете в магазин за чем-то более подходящим для поездки. Поэтому предлагаю посмотреть на последние новинки в мире велосипедного шмота.

Велошлемы

Пожалуй, самая важная деталь экипировки с точки зрения безопасности. По статистике наибольшее количество тяжелых травм при падении с велосипеда приходится именно на травмы головы. Особенно актуальны шлемы в городских условиях, когда велосипед соседствует на дороге с автомобилями. Ну и, конечно, при езде по горным тропам, на которых и пешеходу-то бывает страшно находиться.

Шлемы бывают двух видов: закрытые и открытые. Наиболее часто используют открытые, защищающие только голову. Закрытые прикрывают заодно и подбородок, защищая от возможного удара челюсть. 

Есть интересные варианты шлемов-трансформеров, которые легким движением руки превращаются из закрытых в открытые. 

Порядок цены хорошего шлема – от 4 до 7 тысяч рублей.

два велосипедных шлема
Photo by Rudi Riet BY SA on Flickr
Единственное, не забывайте: шлем, каким бы хорошим он ни был, защитит вас только от травмы головы. Да и то, смотря как и обо что вы этой самой головой ударитесь. Но гонять как сумасшедший по горам, считая, что раз на вас шлем, то вы в безопасности, все-таки не стоит. От перелома шейных позвонков шлем не спасет никак.

Велотуфли

Для поездок на велосипеде по большому счету подходит любая легкая и дышащая обувь. Те кроссовки, в которых вы выходите на утреннюю пробежку, подойдут и для велопрогулки. Желательно, конечно, чтобы обувь была на липучках или резинках, потому как шнурки имеют свойство развязываться в самый неподходящий момент и попадать в цепь.

Также важный фактор – у многих велосипедов педали бывают весьма рельефными ("злыми", как говорят матерые велосипедисты), для более качественного сцепления с подошвой ботинка, и со временем могут ощутимо износить вам обувь. Ну и в обуви с тонкой подошвой нажимать на такие педали может быть весьма не комфортно.

Ну а если вы всерьез увлечены ездой на байке, если хотите выжать из него максимум, то велотуфли и контактные педали – ваш выбор.

велосипедная обувь
Photo by Jun Seita CC BY on Flickr

Ближайшая аналогия, которая приходит в голову при объяснении, что же такое контактные педали – это крепления для лыж. В креплениях есть шипы, в лыжной обуви – гнезда под них. Примерно по такому же принципу работает и сопряжение контактных педалей с велотуфлями.

Вы становитесь единым целым с велосипедом и вот уже передаете усилие не только давя на педали, но и тянете педаль за собой, поднимая ногу вверх. КПД возрастает, скорость тоже, да и при езде по кочкам нога гарантированно не слетит с педали.

Порядок цены – от 4000 рублей и выше.

Одежда для велосипедиста

Если на велосипеде вы ездите на работу, то даже при компромиссном подходе руководства к дресс-коду, вряд ли вам там будут рады в шортах. Ну а брюки или джинсы могут банально закрутиться в цепь, или, как минимум, испачкаться об нее.

Выход – специальные зажимы для брюк.

Для женской одежды – платьев, сарафанов и юбок – существуют велосипедные подвязки, чтобы юбка не задиралась выше бедер от ветра, или когда вы усаживаетесь на байк.

Для женской одежды – платьев, сарафанов и юбок – существуют велосипедные подвязки, чтобы юбка не задиралась выше бедер от ветра, или когда вы усаживаетесь на байк.

Летом с выбором одежды особых трудностей нет – подойдут даже самые обычные шорты и футболка, главное, чтобы они были легкими и не стесняли движений. Лучше, если это будет синтетика. В отличие от хлопчатобумажной ткани, синтетика не впитывает влагу, а пропускает ее через себя и быстро сохнет. Ну а для защиты от внезапных осадков можно взять с собой дождевик или ветровку.

Кстати, джинсовых брюк и шорт лучше избегать. Они как раз активно впитывают влагу, но и это не главная их беда. Главное – толстые швы в "нежных" местах, которые могут сильно натереть кожу. К защите от натирания мы вернемся чуть ниже…

Но в межсезонье, а тем более зимой, к подбору одежды стоит подойти тщательно и вдумчиво.

При активном педалировании тело, защищаясь от перегрева, использует естественный механизм охлаждения. Потеет. Мокрая одежда моментально остывает, и порыв осеннего ветерка тут же превратит вашу одежду в потенциальную причину простуды. Поэтому когда температура опустилась ниже 10-15 градусов по Цельсию, используем принцип многослойности в одежде.

Реализоваться он должен следующим образом:

Первый слой: пропускающий влагу и хорошо вентилируемый. Это может быть термобелье или футболка из синтетики. 

Второй слой: удерживающий тепло и отводящий влагу дальше. Толстовка или джемпер из флиса. 

Третий слой: внешняя защита от дождя и ветра: непроницаемая для влаги куртка, соответствующая времени года.

Естественно, для профессиональных велосипедистов, проводящих в седле много времени, есть своя, специализированная одежда. Например, велошорты. Некоторые их модели оснащены так называемым "памперсом" – набивкой в области промежности. Прошиты они так, что не будут натирать кожу, имеют анатомическую форму для удобства нахождения в седле, ну а материал идеально приспособлен для отвода влаги.

Еще один интересный вариант – шорты с лямками. Благодаря отсутствию резинки на поясе они не давят в области живота, а лямки не дают им скатиться вниз.

Цены на этот элемент одежды начинаются от 3000 рублей.

Photo by Onno Kluyt CC BY ND on Flickr
Photo by Onno Kluyt CC BY ND on Flickr

Велосипедные перчатки

Спорный элемент одежды. Многие скажут, что перчатки для велосипедиста-любителя – не более, чем часть имиджа, и практической пользы от них никакой. Может быть, может быть…

Но современные перчатки определенно улучшают сцепление с рулем, защищают ладони от натирания об этот самый руль, спасут от ссадин в случае падения, а в прохладную погоду защитят пальцы от холода. Немаловажная деталь – обычно как минимум на одной перчатке есть бархотка, которой удобно стереть пот со лба.

Photo by Jeffrey Beall CC SA on Flickr
Photo by Jeffrey Beall CC SA on Flickr

Глобально делятся на два типа: с открытыми пальцами (летний вариант) и с закрытыми (для межсезонья).

От 1000 рублей и выше.

Рюкзак

Он не должен быть большим. Если вы собираетесь в велопутешествие, вам все равно не уместить в нем палатку, спальник, посуду и прочие жизненно необходимые вещи. В обычной велопрогулке вам нужен небольшой рюкзак, в который поместятся как минимум насос, запасная камера, да бумажник с деньгами. Ну и как вариант – бутылка с водой. Хотя большинство современных велосипедов имеют специальное крепление под нее.

городские велосипедисты
Photo by 8bar bikes BY ND on Flickr

Требования к рюкзаку: он должен плотно прилегать к телу спинкой и лямками, чтобы ничего не натирать и не стеснять движения. Современные рюкзаки при этом еще и хорошо вентилируются, чтобы спина не потела. По возможности выбирайте такой. Стоит он ненамного дороже, но комфорта от его использования будет заметно больше. Также рюкзак должен быть водонепроницаемым или иметь в комплекте защитную накидку. Насос и камера дождь переживут, а вот бумажник и смартфон останутся очень недовольны плотным контактом с H2O.

Цены ― от 2 тысяч и выше.

P.S. Если смартфон вам жизненно необходим на руле в качестве велокомпьютера и навигатора – существуют защитные чехлы от дождя. Но рюкзак все равно не должен бояться воды.

Очки

Неочевидная деталь снаряжения и не предмет первой необходимости, но любой велосипедист, которому на ходу в глаз прилетала мошка, точно знает, что наличие защитных очков в дороге может спасти от многих неприятностей.

Насекомых и пыли на вашем пути будет много.

Поверьте автору этой статьи, которого во время поездки на байке внезапно ужалила в глаз оса. Благо, скорость была небольшая… А то это было бы отличным поводом проверить качество шлема и прочность перчаток.

Цены – от 1000 рублей за приличные модели и выше.


Кирилл Кудряшов
26 августа 2022