Давайте разбираться!
Велосипед назывался RN-01, где RN – сокращение от Racing Natural.
На первый взгляд может показаться, что инженеры Honda просто взяли кроссовый мотоцикл, немного уменьшили его и убрали двигатель. Безусловно, определенное сходство RN-01 с мотоциклом присутствует, но, тем не менее, велосипед разрабатывался с нуля, а не был слизан с какого-либо существовавшего продукта Honda.Но мотоциклетного в нем много. Сама рама, например, была выполнена по тем же технологиям, что и рамы мотоциклов. Она полая, с множеством ребер жесткости внутри. Не цельнолитая, а сваренная из отдельных частей.
По слухам, одна только рама этого байка стоила около $80 000. Пойди велосипед в серию – эта цена наверняка уменьшилась бы, но никакой серии не получилось.Ну а в нутре этом, в первом варианте, была довольно интересная, но в целом – не отличающаяся от привычной нам, коробка скоростей. Шесть передач, ведущая звезда на храповике, диапазон – 11-32Т. Особенной ее делали только компактность, легкость и главное – закрытость. То есть, это не была даже планетарная коробка. Классическая, просто хитро спрятанная в закрытую конструкцию.
Но затем…Затем Honda создала настоящий шедевр.
Компактная, бесступенчатая коробка скоростей. Именно ее плавность изменения передач и породила слухи о том, что компания установила на свой MTB вариатор. Но нет, коробка была механической, передачи переключались с руля без рывков, без мертвого хода, неимоверно плавно и регулировались в широком диапазоне.Как эта конструкция работала? Ее схема есть в Интернете, и анализ ее работы тянет на полноценную статью. Вот ссылка на ее патент.
Кстати, срок регистрации патента истекает в 2024 году, так что, при наличии желания и умения – можете взять ее, собрать, усовершенствовать и пустить в серию!В этом же тексте давайте просто ограничимся описанием ее преимуществ. Она была еще легче предыдущего варианта и еще компактнее. На момент 2003 года это было революционным решением в плане компактности коробки и плавности переключения скоростей.
Но вот полностью закрытой она быть уже не могла, поэтому Honda в итоге и отказалась от нее, вернув на свой велосипед предыдущую модель. Закрытую коробку.Почему? Неизвестно. Кто-то называет причиной дороговизну изготовления как рамы, так и коробки. Кто-то – внутреннюю кухню компании: руководителя проекта перебросили на другую задачу, а нового человека на развитие RN-01 так и не нашли.
Вероятнее всего – все это в совокупности, но достоверно мы этого не узнаем никогда.В сети можно найти упоминание, что Honda уничтожила свой велосипед и все наработки по нему, но и это неправда. Патенты на обе коробки есть в открытом доступе, рама – была инновационной, но тоже сделанной по обычным земным технологиям, не требующим ни криптонита, ни вибраниума, ни адамантия. Сами велосипеды несколько раз мелькали на фотографиях и, по слухам, находятся в чьих-то частных коллекциях.
Могло ли у RN-01 быть более яркое и успешное будущее? Honda решила, что нет. Наверное, ей виднее.
Кирилл Кудряшов
29 июля 2023