Уникальный велосипед от Honda: революционная коробка передач и мотоциклетные технологии в дизайне велосипеда

интересная история

Велосипед Honda RN-01
Велосипед Honda RN-01

Легенды гласят, что в начале нулевых годов компания Honda решила поучаствовать в соревнованиях по скоростному спуску и разработала под этот проект специальный байк, который оснастила вариаторной коробкой скоростей. Одной из первых велосипедных автоматических трансмиссий в мире. А после, не добившись желаемых результатов, уничтожила все свои наработки!

Так ли это, что это был за велосипед, что за трансмиссия, и какова судьба проекта?

 Давайте разбираться!

Honda downhill

31 мая 2002 года Honda Motor Co Ltd подала патент на общий вид велосипеда и конструкцию коробки передач. Почти год спустя, в феврале 2003 года, Honda заявила о том, что разрабатывает принципиально новый велосипед для скоростного спуска и создает команду для участия в соревнованиях.

 Велосипед назывался RN-01, где RN – сокращение от Racing Natural.

На первый взгляд может показаться, что инженеры Honda просто взяли кроссовый мотоцикл, немного уменьшили его и убрали двигатель. Безусловно, определенное сходство RN-01 с мотоциклом присутствует, но, тем не менее, велосипед разрабатывался с нуля, а не был слизан с какого-либо существовавшего продукта Honda.

 Но мотоциклетного в нем много. Сама рама, например, была выполнена по тем же технологиям, что и рамы мотоциклов. Она полая, с множеством ребер жесткости внутри. Не цельнолитая, а сваренная из отдельных частей.

По слухам, одна только рама этого байка стоила около $80 000. Пойди велосипед в серию – эта цена наверняка уменьшилась бы, но никакой серии не получилось.

Коробка. Бесшаговая, но механическая

Главным новшеством RN-01 была коробка скоростей. Ее Honda так усердно держала в секрете, что по первости инженеры даже снимали ее с велосипеда после соревнований и уносили к себе в номер, чтобы никто, не приведи Господь, не заглянул в ее нутро.

 Ну а в нутре этом, в первом варианте, была довольно интересная, но в целом – не отличающаяся от привычной нам, коробка скоростей. Шесть передач, ведущая звезда на храповике, диапазон – 11-32Т. Особенной ее делали только компактность, легкость и главное – закрытость. То есть, это не была даже планетарная коробка. Классическая, просто хитро спрятанная в закрытую конструкцию.

Но затем…

 Затем Honda создала настоящий шедевр.

Компактная, бесступенчатая коробка скоростей. Именно ее плавность изменения передач и породила слухи о том, что компания установила на свой MTB вариатор. Но нет, коробка была механической, передачи переключались с руля без рывков, без мертвого хода, неимоверно плавно и регулировались в широком диапазоне.

 Как эта конструкция работала? Ее схема есть в Интернете, и анализ ее работы тянет на полноценную статью. Вот ссылка на ее патент.

Кстати, срок регистрации патента истекает в 2024 году, так что, при наличии желания и умения – можете взять ее, собрать, усовершенствовать и пустить в серию!

 В этом же тексте давайте просто ограничимся описанием ее преимуществ. Она была еще легче предыдущего варианта и еще компактнее. На момент 2003 года это было революционным решением в плане компактности коробки и плавности переключения скоростей.

Но вот полностью закрытой она быть уже не могла, поэтому Honda в итоге и отказалась от нее, вернув на свой велосипед предыдущую модель. Закрытую коробку.

Судьба проекта

Несмотря на то, что RN-01 показал достойные результаты, и гонщики команды Honda целых 6 раз оказывались на пьедесталах соревнований, проект свернули.

 Почему? Неизвестно. Кто-то называет причиной дороговизну изготовления как рамы, так и коробки. Кто-то – внутреннюю кухню компании: руководителя проекта перебросили на другую задачу, а нового человека на развитие RN-01 так и не нашли.

Вероятнее всего – все это в совокупности, но достоверно мы этого не узнаем никогда.

 В сети можно найти упоминание, что Honda уничтожила свой велосипед и все наработки по нему, но и это неправда. Патенты на обе коробки есть в открытом доступе, рама – была инновационной, но тоже сделанной по обычным земным технологиям, не требующим ни криптонита, ни вибраниума, ни адамантия. Сами велосипеды несколько раз мелькали на фотографиях и, по слухам, находятся в чьих-то частных коллекциях.

Могло ли у RN-01 быть более яркое и успешное будущее? Honda решила, что нет. Наверное, ей виднее.


Кирилл Кудряшов
29 июля 2023