И естественно, что когда в Россию пришел велосипедный бум, Лев Николаевич захотел познакомиться с двухколесной повозкой, приводимой в движение ногами. И в этом не было бы ничего удивительного, не будь Толстому на тот момент уже целых 67 лет.
Но факт в том, что в 1895 году граф приобрел себе "Старлей" – двухколесный велосипед фирмы The Rover J. K. Starley & Co. Ltd за 210 рублей. Неплохие деньги по тем временам, ведь, как и любая новинка на старте своих продаж, велосипед стоил достаточно дорого и был развлечением для обеспеченных людей.
Ну а Толстой был не просто обеспеченным, Толстой был еще и знаменитым, поэтому спустя несколько месяцев после покупки велосипеда, другой, точно такой же, ему подарило Московское общество любителей велосипедной езды, торжественно пригласив писателя стать своим членом. Поэтому купленный ранее байк Лев Николаевич благополучно вернул обратно на фабрику…"Старлей" был "Скитальцем" ("Rover") в привычной нам компоновке. Два одинаковых по размеру колеса, сиденье, расположенное между ними. То есть уже достаточно безопасным байком, даже для 67-летнего писателя. На "Пенни-фартинг" родные ему, наверное, не дали бы сесть. Мир не мог позволить себе потерять светило русской литературы, навернувшееся с огромной высоты этого прообраза велосипедов.
В итоге граф стал стараться приходить в манеж в те дни, когда полная дама там отсутствовала. И история ее с Толстым столкновений зафиксирована в послесловии к Чеховскому рассказу "Душечка", написанном Львом Николаевичем.
В нем он отмечает: несмотря на то, что Чехов определенно пытался высмеивать и порицать душечку, Ольгу Племянникову, подобно самому Толстому, старающемуся избегать дамы в шляпе, но направляющему на нее свое "усиленное внимание", Чехов возносит свою героиню.Было ли это первым следом, оставленным велосипедом на страницах русской литературы – не знаю. Но точно одним из первых.
Другой важной ролью "Скитальца" в жизнь Толстого была возможность дать мозгу великого писателя отдохнуть. Один из современников Льва Николаевича вспоминал: Толстой отдыхал умственно только за рулем велосипеда. Гуляя пешком, или передвигаясь на лошади, он делал это автоматически, не контролируя своих движений. И мозг его был занят привычными (а подчастую – тяжелыми) думами. Зато садясь на велосипед, он был вынужден следить за дорогой, объезжать ямы и колдобины, концентрироваться на езде, освобождая тем самым свое сознание от отягощавших его мыслей.Все это не вызывало особой радости у его близких. Связано это было и с опасениями за жизнь и здоровье Толстого (падал он, как и любой велосипедист, неоднократно, но, к счастью, без последствий), так и просто с осуждением окружающих. Негоже именитому графу, да еще и в столь почтенном возрасте, на бесовской повозке по городу разъезжать. Люди же смотрят!
В 1896 году Лев Николаевич ездил на велосипеде в Тулу, где как раз в это время был открыт первый в России велотрек (существующий и по сей день, кстати). Точных данных о причине поездки, увы, не сохранилось, и ни в каких соревнованиях автор "Войны и мира" не участвовал однозначно, но с большой долей вероятности, Толстой ездил туда, чтобы опробовать велотрек!И примерно после этого отпустило Льва Николаевича. На велосипед он, конечно, садился еще не раз, но фанатичным велосипедистом быть перестал. И сам, кстати, потом дивился, почему же он запал на этого двухколесного коня, в седле которого мог проводить едва ли целый день?
Но мы то с вами понимаем это прекрасно, не так ли?
Кирилл Кудряшов
9 апреля 2024