Типичные ошибки новичка на велосипеде

инфо

Девочка с велосипедом
Начинающий велосипедист. Photo by popofattics CC BY

"Что-то идет не так" ― чувствуете вы, сев на велосипед впервые. Или, быть может, после долгого перерыва? Например, активно катались в детстве, а перешагнув рубеж в 20 или 30 лет, решили вспомнить молодость и приобщиться к удобному и экологичному транспорту, полезному для здоровья. И вроде бы с равновесием проблем нет, колеса крутятся, но что-то не так. Спина болит, ноги гудят, пятая точка категорически возражает против седла… А может, уже и упасть пару раз довелось? И кажется уже, что дурацкая это была идея ― купить велосипед.

Не спешите выставлять его на продажу. Сначала проверьте, не совершаете ли вы одну из типичных ошибок новичка. А может, все сразу?

 Важная ремарка: все приведенные ниже советы и ошибки не касаются трюковых велосипедов и круизеров. У них совсем иные задачи и компоновка.

Неправильная высота седла

Исходим из того, что вы все-таки решили приобрести велосипед не импульсивно, купив в магазине хромированного красавца просто потому, что он эффектно блестел, и адекватно подошли к выбору размера рамы. Не купили огромный байк просто потому, что он круто смотрится, и не купили малютку, потому что его проще парковать в коридоре, хотя сами ростом с бигфута.

 Допустим, с размером и типом велосипеда все хорошо. Но вам неудобно! Ноги не выдерживают нагрузки, ехать тяжело, маячащий впереди подъем вызывает ужас…

С большой долей вероятности у вас неправильно установлена высота седла!

 Многих начинающих велосипедистов преследует боязнь упасть. Им хочется чувствовать твердую почву под ногами. Сидеть на велосипеде так, чтобы в случае малейшей опасности ноги спокойно касались земли. Естественно, что при таком раскладе нагрузка на ноги распределяется неправильно.

Правильная посадка – это когда, находясь в седле, вы можете коснуться земли кончиками больших пальцев.

 Другой способ определения оптимальной высоты: нога, установленная пяткой на педаль, в нижней точки педали должна быть практически полностью выпрямленной. Угол сгибания коленного сустава – минимальный.

Если ваша посадка не соответствует этим правилам – отрегулируйте высоту седла. И сразу почувствуете, насколько легче стала даваться езда.

Неправильный наклон седла

Если седло будет наклонено вперед – вы будете постоянно сползать. Много сил и нервов будет тратиться на то, чтобы оставаться в правильном положении. Если назад – будете постоянно наклоняться вперед в попытке не уехать на багажник. Мужчинам – так и вообще будет некомфортно… Ехать с ощущением постоянного дискомфорта от сдавливания одного места – сомнительное удовольствие.

Слабо накачанные колеса

В детстве мы качали колеса ручным насосом изо всех своих хилых силенок. Уровень накачки проверялся сдавлением шины большим и средним пальцем. Продавливается? – Качай еще!

 Сейчас большинство насосов имеют удобный упор или вообще качаются ногами. Ну и любой нормальный насос обязательно имеет манометр. Рекомендации давления в камерах написаны на каждой покрышке. Следуйте им! Летом накачивайте колеса до значения, близкого к верхнему. Зимой – спустите их немного, до нижнего.

Если шины накачаны слабо, сцепление с дорогой будет больше необходимого. И согласно законам физики, сил для того, чтобы приводить байк в движение, будет тратиться больше.

Пренебрежение трансмиссией, или неправильный выбор передачи

Редкий велосипед в наше время не имеет трансмиссии. Не пренебрегайте ее наличием. Переключение скоростей сэкономит вам много сил и поможет держать правильный темп езды. Едем в гору – понижаем передачу экономя силы. На ровной дороге едем на средней передаче. Набрав скорость, увеличиваем ее на одну или две. Ну и на спуске, для набора максимальной скорости, перекидываем цепь на последнюю звезду.

 Не нужно пытаться ехать в гору на максимальной передаче, думая, что большее число оборотов колеса при том же числе оборотов педалей позволит преодолеть подъем быстрее, а значит, меньше устать.

Не нужно, как в детстве, на велосипеде без трансмиссии, ехать стоя, давя на педали всей массой тела. Такая манера езды не даст ничего хорошего ни вам, ни велосипеду.

 Держите каденс.

Не выдержан каденс

Каденс – это частота вращения педалей в минуту.

 Самый простой способ его подсчитать – это засечь, сколько раз ваша нога поднялась до максимального положения в течение 30 секунд, а затем удвоить результат.

Насчитали 40 подъемов? Значит ваш каденс равен 80. Это как раз что-то около оптимального результата для обычного велосипедиста. Матерые гонщики на треках держат каденс около 100 оборотов. Но это так, к слову. При езде по городу вам это не нужно. Старайтесь держать каденс между 80 и 90 и ощутите, насколько комфортнее вам стало ездить. Мышцы будут утомляться значительно меньше, да и коленные суставы скажут вам спасибо.

 А держать оптимальный каденс вам поможет что? Правильно, грамотное использование коробки передач. См. выше.

Отсутствие воды

"Используй жидкость, дающую жизнь!" – совет принцессы Китаны Лю Кэнгу перед боем с Саб-Зиро. Он актуален для всех спортсменов, и, конечно же, для велосипедистов. При интенсивном педалировании организм обезвоживается быстрее. Помимо неприятного чувства жажды вас ждет общая усталость и проблемы с коленными суставами. Они первыми реагируют на дефицит жидкости. Поэтому первое, что нужно установить на новый байк, – это даже не крылья и подножка, а флягодержатель. И фляга с водой должна быть с вами всегда!

Большой километраж при малом опыте

Не ждите, что велосипед покорится вам вот так запросто. Вполне естественно, что если вы 30 лет своей жизни ходили пешком, то ваши мышцы привыкли ПЕРЕСТАВЛЯТЬ ноги. И даже если вы активно посещали тренажерный зал или бегали по утрам – ваши ноги заточены под ходьбу и бег, а не под КРУЧЕНИЕ педалей.

 При езде на велосипеде задействуются другие группы мышц, нежели при ходьбе или беге. Причем не только в ногах, но и в руках и спине. Так что не стоит, едва сев на велосипед, устраивать себе заезд на 30 км. Начните с малого. Прокатитесь по массиву, съездите в супермаркет, скатайтесь к другу в гости. Дайте организму привыкнуть к новой для него нагрузке.

Вы же не будете в тренажерном зале сразу ложиться под штангу на 200 кило, верно? Начнете с малых весов, плавно переходя к большим.

 Так и с велосипедом. И кстати, болеть будут не только мышцы. Пятая точка тоже будет болеть, и это нормально. Дайте ей привыкнуть к седлу!

Отсутствие защиты

Первое же падение может отбить у начинающего велосипедиста всю охоту кататься. А может и радикально перевернуть жизнь или даже оборвать. Шлем – обязательно, перчатки, наколенники и налокотники – очень рекомендуется. Не пренебрегайте защитой, и даже падения окажутся лишь мелким досадным происшествием и никак не помешают вскочить в седло вновь.

Помните, ни одно умение не приходит сразу, и в любом процессе можно совершить ошибку. Главное – ее понять, исправить и продолжить совершенствовать свои навыки. Например, навыки катания на велосипеде.


Кирилл Кудряшов
7 апреля 2023