Стимпанк-байк: паровой велосипед Ропера

интересная история

Паровой велосипед Ропера 1867 года
Паровой велосипед Ропера 1867 года

Мечтой подростков 80-90 годов, чья жизнь была немыслима без велосипеда, был байк с маленьким бензиновым двигателем. На котором можно было обогнать всех уличных мальчишек! И счастливы были те, у кого были рукастые отцы, способные сконструировать подобное, на зависть всем друзьям… А вот Сильвестр Ропер, живший в XIX веке, тоже мечтавший ездить на велосипеде быстрее всех (хотя детство его уже давно прошло), не мог поставить на свой байк двигатель внутреннего сгорания, уже просто в силу того, что тот еще не был создан. Что оставалось Роперу, страстному и талантливому изобретателю? Экспериментировать с паровым двигателем и конструировать то, что сейчас назвали бы стимпанк-байком.

Изобретатель от Бога

Сильвестр Ховард Ропер родился в 1823 году и уже в 1835-м собрал свой первый стационарный паровой двигатель, хотя раньше никогда не видел этой конструкции. Два года спустя, в 14 лет, юный Сильвестр создал паровой двигатель для локомотива, конструктивно очень близкий к тем, что стояли на курсировавших по Америке паровозах. При этом отец Ропера был столяром, старший брат – маляром, так что никто из семьи не имел отношения ни к механике, ни к железной дороге.

 Примерно в 16 лет Ропер устроился на железную дорогу, поближе к своей страсти, стальным механизмам, приводимым в движение энергией пара, и порядка 15 лет колесил по Америке, сначала – помощником машиниста, а затем и сам водил паровозы, с интересом изучая попадавшуюся под руки технику.

В 1854 году, в возрасте 31 года, уже будучи женатым, Ропер наконец-то осел в Бостоне и принялся творить механизмы один за другим, работая как на себя, так и на военные заводы. Да, будущего изобретателя стимпанк-велосипеда интересовали не только паровые двигатели. Работая на Спрингфилдские заводы во время Гражданской войны, он предложил конструкцию револьверного барабана для ружей, которая была внедрена в производство, но быстро была вытеснена "Винчестерами" со скобой Генри, а также систему помповой перезарядки ружья, использующуюся и по сей день. На счету Ропера также патенты на калорические двигатели (они же – воздушные, или двигатели горячего воздуха), создание собственной ручной швейной машинки и паровой самоходной повозки, ныне находящейся в музее Генри Форда.

Сильвестр Ховард Ропер и его паровой велосипед
Сильвестр Ховард Ропер и его паровой велосипед

 Заинтересовался Ропер и велосипедами, когда они стали появляться в США. И, конечно же, первым делом задумался: а как бы сделать так, чтобы и эта двухколесная повозка бегала сама?

Паровой велосипед Ропера

Точных данных о времени создания первого парового велосипеда нет. Ропер собрал его где-то в промежутке между 1867 и 1869 годами. Поэтому нет и точной информации о том, кто был первым – Ропер, или его французский конкурент Луи-Гийом Перро, создавший подобную конструкцию примерно в те же годы.

 Перро также экспериментировал с паровыми двигателями, но он взял готовый велосипед Пьера Мишо и оснастил его своим двигателем. Ропер же собирал велосипед с нуля, не став пользоваться уже имеющимися моделями. Поэтому технически велосипедом может считаться как раз модель Перро-Мишо, ибо она имела педали. Аппарат Ропера же скорее стоит относить к мотоциклам.

Велосипед Перро-Мишо
Велосипед Перро-Мишо

Однако, поскольку термина "мотоцикл" в те годы не было, и Ропер называл свое творение "паровым велосипедом" – на этом термине и остановимся.

 Ну и главное, двигатель Перро способен был разогнать байк до 13-15 км/ч, Ропера же, регулярно гонявшего по улицам города на скорости в 20 км/ч, несколько раз задерживала полиция, реагируя на жалобы соседей, которых безумно пугал этот стремительный двухколесный монстр. Эх, не знали люди 60-х годов XIX века, что через полторы сотни лет бесшумные стремительные двухколесные машины, возникающие будто из ниоткуда, станут повсеместным явлением… И что на фоне бешено носящихся по тротуарам самокатчиков, Ропер будет казаться сущим агнцем!

Однако, каждый раз полиция отпускала изобретателя, не наложив на него даже штрафа, ибо первый закон, регулирующий скорость уличного движения, был принят в США в 1901 году, так что формально герой этой статьи ничего не нарушал.

 Как видите, велосипед Ропера уделывал своего французского конкурента как стоячего. Во всех смыслах. И это было только началом эволюции стимпанк-байка!

Что из себя представлял паровой велосипед? Рама его была деревянной, а передняя вилка и руль выполнены из металла. Колесная база составляла 1,2 метра, а сами колеса были деревянными, обитыми железными лентами, и имели диаметр 34 дюйма. Да, колеса были одинакового размера! Несмотря на то, что привычная нам компоновка колес "скитальца" была запатентована только в 1894 году, Ропер использовал именно ее еще в конце 60-х годов, понимая, что последствия падения с "пенни-фартинга" на высоких скоростях будут плачевными.

 Кстати, вот еще одно преимущество парового велосипеда Ропера перед аналогичной машиной Перро-Мишо. Велосипед Мишо был "пенни-фартингом", ибо не разрабатывался специально под установку двигателя. Это двигатель Перро пришлось подстраивать под конструкцию байка.

Запас воды для двигателя Ропера хранился в резервуаре позади седла. Сам двигатель располагался по центру велосипеда, между колесами. Топился он углем, и поскольку велосипед – это не четырехколесная повозка, взять с собой запас угля не представлялось возможным, дальность пробега стимпанк-байка "на одном заряде" составлял всего 11 км. Пока уголь не прогорит…

Велосипед Ропера 1868 года
Велосипед Ропера 1868 года

 Но зато как он гонял! Конечно, езда на велосипеде с железными колесами очень далека от комфортной, да и первая версия байка имела мощность всего в 1 лошадиную силу. Но, тем не менее, Ропер периодически выступал с ним на ярмарках, удивляя людей небывалой самоходной повозкой.

К 80-м годам, уже не для себя, а по заказу производителя велосипедов Pope Manufacturing Company Ропер модифицировал свой байк, который в будущем должен был пойти в серию. Уже были изобретены каучуковые шины, существенно повышавшие комфорт и безопасность езды, да и сам Ропер продвинулся в создании двигателей, поэтому новый велосипед был куда мощнее и быстрее! Оснащенный двигателем на 8 л.с., он мог разгоняться до 65 км/ч! Фантастическая скорость по тем временам! Единственное, что осталось прежним – это дальность хода. Каждые 11 км наезднику приходилось бы спешиваться, брать где-то уголь и подбрасывать его в топку велосипеда.

 В 1896 году Ропер участвовал в соревнованиях на велотреке в Бостоне. Легко обойдя как любителей, так и знаменитого велогонщика Натаниэля Батлера, специального приглашенного посостязаться с паровым велосипедом, он заявил, что идет на рекорд, и сейчас постарается развить на своем 68-килограммовом агрегате максимальную скорость. 50 км/ч, которые он показал, обходя Батлера, были далеко не пределом велосипеда Ропера. Он мог больше и хотел больше!

Ропер выжал из велосипеда 65 км/ч, и вдруг, на полной скорости, слетел со своего стального коня, крепко ударившись головой о бетон трека. Подоспевшие врачи смогли лишь констатировать смерть, причиной которой стала тяжелейшая черепно-мозговая травма. Но почему велосипед, до того показывавший великолепную управляемость и надежность, вдруг резко потерял в скорости и завалился на бок? Ответ прост: во время заезда у Ропера случился инфаркт, что в общем-то не удивительно, ведь гениальному инженеру на тот момент было уже 72 года.

Паровые велосипеды без Ропера

После смерти пионера парового велостроения, компания, заказавшая Роперу велосипед, на котором он умер, отказалась от своих планов по продвижению этой модели. Причин тому было много. Быть может, тут сыграла свою роль и репутация велосипеда – в конце концов, не все покупатели захотели бы приобрести велосипед, создатель которого умер, испытывая его. Быть может, не нашлось никого достаточно талантливого и хорошо разбирающегося в паровых двигателях, чтобы продолжить дело. Но сильнее всего по проекту парового велосипеда ударило появление мотоциклов. Настоящих, с двигателем внутреннего сгорания. Ведь в 1894 году компания Hildebrand & Wolfmüller уже начала серийный выпуск модели, способной развивать скорость в 45 км/ч.

Паровой велосипед Hildebrand and Wolfmuller
Паровой велосипед Hildebrand and Wolfmuller

 И чем дальше, тем сильнее ДВС теснили паровые двигатели во всех областях техники.

Однако, существуют стимпанк-велосипеды и сейчас. Их собирают энтузиасты своего дела, так же как и Ропер влюбленные в сталь и пар. Перспектив серийного выпуска у этих моделей ноль, но зато сколько внимания привлекает такой аппарат, бесшумно проплывая по улицам города, и оставляя позади себя струйку пара и легкий аромат дыма.


Кирилл Кудряшов
14 мая 2025