Все в нем заточено под оптимальную аэродинамику, под уменьшение сопротивления воздуха. Даже расстояние между рулем и седлом таково, что велосипедист практически лежит на велосипеде. Сливается с ним, мчась вперед по шоссе.
Шоссейный велосипед создан для перемещения по ровному асфальту. Его задача – мчать, нестись и лететь! Даже относительно ровная проселочная дорога быстро угробит его тонкие обода и спицы, если вообще не сломает раму.
Самое главное, что нужно знать о шоссейном велосипеде – это не модель для всех, это – спортивный снаряд, созданный для того, чтобы развивать максимальную скорость на ровном асфальте. Обычно комплектуется дисковыми гидравлическими тормозами. Легкими, но способными быстро гасить скорость стремительного байка, без труда разгоняющегося до 60 км/ч.
Функция амортизации возложена на раму и колеса. Амортизационные вилки на грэвелы ставятся редко, потому как они существенно утяжеляют конструкцию. Поэтому колеса широкие, а жесткая вилка грэвела делается из карбона, гасящего вибрацию гораздо лучше других материалов. Как правило, карбоновая и сама рама.
Гравийники короче шоссеров, поэтому сидеть на них удобнее. Посадка более прямая. Вынос руля, как правило, регулируемый, что позволяет в пути сдвинуть руль вперед, если предстоит долгая поездка по ровному асфальту, или назад, если впереди маячит проселок.Гравийные велосипеды значительно тяжелее шоссейных. Средний их вес – 10-13 килограмм, в зависимости от модели и оснащения. Гравийник быстро отстанет от шоссера на ровном асфальте, но он и не для этого строился! Грэвел – велосипед для прогулок в лесу, для поездок в деревню, для дорог, где асфальт есть далеко не везде (а там, где он есть – он, как часто бывает, в таком состоянии, что лучше бы его не было).
Руль у грэвела – все тот же "бараний рог", но зачастую с дополнительными упорами, что позволяет удерживать его разными хватами и снижает утомляемость рук в пути. Ширина руля – как и у шоссера, не более 70 см. Активная рулежка на нем не нужна, все-таки гравийник – не горный байк, на котором вы будете на бешеной скорости нестись с горы, объезжая камни и деревья с частотой два препятствия в секунду.
Это велосипед для масс. Для УМЕРЕННОГО бездорожья. Для прогулок, а не для соревнований на выживание.
Как раз поэтому многие модели циклокроссов имеют узнаваемую деталь – верхняя труба рамы слегка изогнута. Чтобы удобно было водрузить байк на плечо и нести его на себе. По этой же причине для циклокросса очень важен вес. Сделать его сверхлегким, как шоссер, не получится, потому как его рама и колеса по строению ближе к гравийнику, чтобы успешно ехать по грязи и ухабам. Но байк тяжелее 10 кило становится трудно переносить, так что именно 10 килограмм – верхняя планка для данного типа велосипедов.
С отличиями циклокросса от шоссейного велосипеда все понятно. Но не складывается ли у вас ощущение, что это тот же гравийник, но с изогнутой рамой и с более жесткими требованиями к весу?Да, эти модели близки. Руль – "бараний рог", прочная рама и обода, широкие колеса 27-29 дюймов в диаметре. У циклокроссов разве что вилка еще шире, чем у грэвелов, потому как предполагается, что этот велосипед будет ездить не просто по бездорожью, а по ОЧЕНЬ ГРЯЗНОМУ бездорожью.
Но ключевое отличие циклокросса от грэвела кроется в трансмиссии. У коробки передач циклокросса меньший коэффициент передачи, чтобы легче было преодолевать подъемы. Большая скорость ему не нужна, разогнаться-то просто негде. По этой же причине на циклокроссах обычно только одна звезда спереди. Во-первых, нет нужды в больших коэффициентах, а во-вторых, больше подвижных элементов трансмиссии – больше шансов, что цепь, заляпанная грязью, слетит в самый неподходящий момент.
А вообще отличить циклокросс от грэвела очень сложно не то, что на первый взгляд, но и при детальном рассмотрении. Изогнутая труба устанавливается не на все циклокроссы, и иногда она просто расположена несколько выше, чем у других типов байков. Другой отличительной чертой можно счесть больший вынос вперед колеса (для лучшей маневренности на малых скоростях), но и это отличие довольно условно.
В конечном итоге, определить, грэвел перед вами, или циклокросс, со 100% уверенностью можно только почитав, как позиционирует его производитель, ибо в современном обилии моделей велосипедов встречается огромное количество исключений из общих правил.Задача туринга – проезжать огромные расстояния, перевозя не только наездника, но и его снаряжение, не ломаться в пути, и, несмотря на свой груз, сохранять прекрасную управляемость как на ровном асфальте, так и на грунтовой дороге. Бездорожье – не его среда. Хороший туринг способен миновать и кочки, и грязь, но согласитесь, мы едем в турпоездку не для того, чтобы штурмовать препятствия…
Если цель путешествия – именно вызов природе и себе самому, то отправиться в него лучше на горном байке. Туринг же – надежный и крепкий мул, который довезет вас из точки А в любую точку от B до Z. Насколько хватит вашей выносливости.
Рама туринга схожа с рамой гравийника по форме, но совершенно иная по содержанию и по обвесу. Материал рамы – как правило хромомолибден, ибо этот материал и пластичнее, и проще в ремонте, нежели традиционные для грэвела алюминий и карбон. Если в дороге такая рама вдруг треснет, запаять ее не составит труда.
Колеса – такие же, как у грэвела или циклокросса. Широкие, со стальными спицами и более прочными ободами. 26-29 дюймов. Тормоза, как правило, ободные. Дисковые, тем более гидравлические, турингу просто не нужны. Нет в туристической поездке моментов, когда нужно резко тормозить, так что на первый план выходит ремонтопригодность тормозов, а что может быть проще и надежнее ободных?В раме туринга обычно предусмотрены крепления не одного, а двух багажников. Чтоб повесить сумки и спереди, и сзади.
Вилка – жесткая. В дальней дороге накат важнее амортизации. Все равно прыжки со скалы на этом велосипеде не предполагаются. Руль – "бараний рог" с несколькими вариантами хватов. Это позволяет и вытянуться на велосипеде, как на шоссере, при долгом движении по ровной дороге, улучшая аэродинамику, и сесть относительно прямо для лучшей управляемости и обзора на проселке.Функция амортизации падает на колеса и дополняется мягкими грипсами на руле, чтобы руки наездника меньше уставали.
Еще одно отличие туринга от остальных шоссерообразных собратьев – трансмиссия. На туринги обычно ставят планетарную втулку. Она очень актуальна именно для этого типа велосипедов. Во-первых, благодаря надежности. Весь механизм переключения скоростей полностью закрыт, а значит, не требует частого обслуживания, не боится пыли и грязи. Ну а во-вторых, из-за возможности переключения передачи с первой на последнюю или в обратном направлении, минуя все промежуточные. Это очень важная опция для разгона груженого велосипеда.Гравийника – оптимальное сочетание скорости и проходимости.
Циклокросса – прохождение спортивной трассы, изобилующей препятствиями. И отличия его от гравийника весьма условны.Туринга – дальние поездки с кучей вещей на багажниках.
Провести четкую грань между этими четырьмя видами велосипедов довольно сложно. Будучи близкими родственниками, они периодически заимствуют друг у друга какие-либо элементы, и сказать, что если вилка карбоновая, то перед нами гравийник, а если труба рамы с изгибом, то это циклокросс, нельзя.Однако по совокупности параметров: трансмиссия, покрышки, геометрия, материал рамы и т.д., разделить на классы эти велосипеды можно.
Выбирайте велосипед исходя из своих потребностей. И не забывайте, что велосипедная продукция не ограничивается шоссером и тремя его мутациями.
Кирилл Кудряшов
16 августа 2023