Семь чудес велосипедной инфраструктуры

интересная история

Велосипедная змея в Копенгагене
Велосипедная змея в Копенгагене

Увы, в России велосипед изобрели будто бы вчера. Городская инфраструктура оказалась совершенно не приспособлена для велосипедистов. Да, в столицах в этом направлении есть значительные улучшения: велосипедные дорожки, парковки, загородные маршруты с велосипедными эко-тропами. Но в маленьких городах велосипедисты едут по разбитым дорогам, лавируют между пешеходами на тротуарам и уходят по самый руль в огромные лужи.

Есть тому, конечно, и объективные причины. Одни суровые климатические условия чего стоят. Отрезать кусок проезжей части для создания велодорожки, которой будут пользоваться 4 месяца в году – это излишнее расточительство.

 Но… Давайте посмотрим, как к вопросу создания велоинфраструктуры подходят в других странах. И помечтаем, что однажды к этим семи чудесам света добавится одно из России? А может и не одно?

"Велосипедная змея" в Копенгагене

Cykelslangen (дословно – "велосипедная змея") – надземная велодорожка, длиной 220 метров, обошедшаяся столице Дании почти в $6 млн. Этот элегантный извилистый мост, соединяющий одну из главных пешеходных площадей города с крупным торговым центром, не только разгрузил часть улиц от велосипедистов, но и стал яркой достопримечательностью города. Прокатиться по Cykelslangen, полюбовавшись городскими пейзажами с высоты около 5 метров, приезжают не только из других районов, но и из других городов.

 Примечательно, что Копенгаген – далеко не рекордсмен по количеству байков на душу населения. И, тем не менее, власти Датской столицы, смотрят далеко в будущее, уже сейчас готовя инфраструктуру для самого экологичного транспорта, претендуя на звание лучшего города для велосипедистов в Европе.

Подобная надземная велодорожка пришлась бы очень кстати и в нашей столице, переброшенная через Москва-реку близ Делового центра.

Eco Cycle System, роботизированная велосипедная парковка в Токио

Японцам нет равных в рационализации. Можно шутить на тему того, что им, беднягам, выпало жить на крошечном клочке суши, и потому они стараются использовать каждый квадратный метр на 300%, а можно поучиться у них умению оптимизировать пространство.

Велопарковка Eco Cycle System
Велопарковка Eco Cycle System

 Eco Cycle System – внушительная подземная велосипедная парковка, работающая без участия человека. Пользователь ставит свой велосипед в лифт, оплачивает тариф, и система моментально уносит велосипед под землю, где паркует его на заданный срок. Все это происходит за считанные минуты – лифт носится стремительно, сам забирает и сам паркует велосипед.

Парковка представляет собой цилиндр, глубиной 11 метров и диаметром – 8. Разместиться в нем за $19 в месяц могут до 205 велосипедов. 

Пока мы живем в 2024-м году, японцы – в 3024-м… Будущее в Токио наступило давно.

Путь Ван Гога в Нюэнене

Нидерланды гордятся двумя вещами. Тем, что в этой стране велосипедов гораздо больше, чем автомобилей, и тем, что здесь родился Ван Гог!

 В городе Нюэнен, где великий художник жил и работал с 1883 по 1885 годы, вдохновились его картиной "Звездная ночь" и создали километровую велодорожку, испещренную орнаментами, светящимися в ночи. В ее покрытие используется специальная люминесцентная краска, накапливающая энергию днем и светящаяся нежным изумрудным светом в ночи. В некоторых местах орнаменты "Пути Ван Гога" подсвечиваются светодиодными светильниками, дополняя иллюзию волшебной сказки.

Путь Ван Гога
Путь Ван Гога

Даже не знаю, может ли быть что-то приятнее, чем велопрогулка со своей второй половинкой по этой потрясающе красивой и романтичной дорожке.

Филлингсдален, самый длинный в мире велопешеходный тоннель. Берген

Филлингсдален – это и название тоннеля, и название пригорода Бергена, соединенного с городом трамвайной линии. Но для того, чтобы разгрузить общественный транспорт и мотивировать людей пересаживаться на велосипеды, норвежцы построили это уникальное инженерно-техническое сооружение под землей, пробив гору Ловстаккен.

 Это – самый длинный велопешеходный тоннель в Европе, и самый длинный СПЕЦИАЛЬНО ПОСТРОЕННЫЙ для велосипедистов и пешеходов в мире. Есть в США тоннель подлиннее, но он изначально был железнодорожным, а когда необходимость в ветке отпала – был отдан пешеходам и безмоторным транспортным средствам.

Велосипедный туннель Филлингсдален
Велосипедный туннель Филлингсдален

Филлингсдален отапливается зимой, так что даже в суровые морозы температура там поддерживается на уровне +7 градусов. Через каждые 250 метров установлены телефоны для вызова экстренных служб, а стены украшены художественными инсталляциями. Так что это не только способ добраться от точки А до точки Б с серыми стенами и тусклым освещением, это еще и действительно красивое, интересное место, которое стоит увидеть собственными глазами.

Солнечные дорожки в Кроменни и Сеуле

Велодорожки – камень преткновения между велосипедистами и властями во многих городах. Аргументы против их строительства обычно следующие: они занимают место, откусывая кусок полезной площади города, а пользуется ими ничтожный процент людей.

 К Нидерландам, ставшим пионером в области "солнечных дорожек" это не применимо. Там велосипедистов куда больше, чем автомобилистов. Но хитроумные голландцы показали всему миру, как сделать велодорожку полезной и нужной не только для тех, кто по ним ездит! Они просто вымостили ее солнечными панелями вместо плитки или асфальта! Так появилась Solaroad!

Solaroad в Нидерландах
Solaroad в Нидерландах

72 метра дорожки обошлись властям в €3,5 млн. И проект оказался интересным, но провальным. Солнечные панели, которыми выложена дорожка, стоят в 4 раза дороже аналогичных, устанавливаемых на крышах домов, там, где по ним никто не ездит. И с учетом невозможности изменить угол наклона, а также теней от проезжающих по ним велосипедистов, энергии такие панели вырабатывают значительно меньше, чем стандартные.

 Да, пионером быть всегда трудно. Однако, посмотрев на голландский эксперимент, в Сеуле построили велодорожку, идущую вдоль шоссе и УКРЫТУЮ солнечными панелями. Велосипедисты защищены от дождя и палящего солнца, панели можно использовать более дешевые, ведь им не нужно выдерживать вес велосипедных колес. А площадь, занятая велодорожкой, эффективно используется для выработки электроэнергии!

Протяженность Сеульского "Солароада" – порядка 30 километров. Это вам уже не пробные 72 метра.

Под водой и над деревьями в Лимбурге

В Бельгийском Лимбурге обычная поездка на велосипеде может превратиться в удивительное приключение, если выбрать один из двух уникальных маршрутов.

 Одна велодорожка, открытая в 2016 году, проходит… Ну, в некотором смысле – под водой. Это не тоннель под озером, это 200-метровый желоб с высокими бортами, донная часть которого находится ниже уровня воды пруда. Таким образом, лицо велосипедиста, едущего по этой дорожке, находится чуть выше водной глади. Интересно только, не превратится ли она в канал, если ветер, а значит и волнение на пруду, будут очень сильными?

Cycling through Water
Cycling through Water

Другой интересный маршрут все в том же Лимбурге (и созданный все той же компанией Visit Limburg) с 2020 года позволят в буквальном смысле слова воспарить над землей, поднявшись почти до уровня крон деревьев.

 700-метровый мост, изящно встроенный в природный заповедник Пейнвен, позволяет прокатиться на высоте около 10 метров по чудесному лесу, наслаждаясь фантастическими пейзажами, чистым воздухом и пением птиц.

Cycling through the Trees
Cycling through the Trees

Оба маршрута, Cycling through Water и Cycling through the Trees, имеют бешеную популярность как у жителей города, так и у туристов. Многие специально приезжают в Лимбург, чтобы прокатиться по воде или по небу. И зачастую это не увлеченные велосипедисты, а люди, сидевшие на байке пару раз в жизни.
Идеально для популяризации велосипедного спорта, не правда ли?

Гигантская подводная парковка в Амстердаме

Голландцы обошли японцев как стоячих. Мало того, что их подземная парковка вмещает 7000 байков, а не 205, как в Токио, она еще и не просто подземная, а подводная! Под искусственным судоходным озером близ вокзала в столице Нидерландов.

 Подробнее об этом чуде света – здесь.

И опять же, заметьте, голландские власти не жалуются, что нет места для дорожек и парковок. Они просто закапываются под землю, строя парковку там! И создают пространство, о котором говорит весь мир.

 Все эти семь чудес – прекрасный пример ориентации на здоровый образ жизни и экологичность. А также – наглядная демонстрация того, что велосипедную инфраструктуру можно вписать и в город, и в заповедный лес. Если подойти к этому вопросу с желанием и с умением.


Кирилл Кудряшов
3 июня 2025