- Расскажите, как вам в голову впервые пришла идея отправиться в велопутешествие? Не просто в поездку на полдня или чуть больше, а именно в путешествие на несколько дней? И куда была первая поездка?
Алексей: Сначала это были поездки на один-два дня по области, потом – маршруты на несколько дней по соседним областям: Воронежская, Липецкая, Рязанская и так далее.Артем Кот: Помню, первые мысли о масштабном трипе появились после осознания, что я могу без труда проехать 100+ километров. Да, сначала была Московская область. Дубна, Истра, Тверь… А потом – понеслось.
Артем Большой: Сначала это казалось фантастикой: "А прикинь, в такой трип поехать!" Каких-то несколько лет назад. А потом благодаря единомышленникам фантастика стала реальностью.- И вот теперь вы через полстраны добираетесь на Алтай и штурмуете там перевалы! Как прошла поездка?
Алексей: Очень хорошо, немного не повезло с погодой, из всех дней, пока мы были в дороге, дождя не было только однажды.Артем Кот: Ещё не придумали слов, чтоб передать, какое удовольствие и впечатления были испытаны! К сожалению, не прошло и без казусных моментов, один товарищ разбился на склоне, но без супер тяжёлых травм. Отделался испугом, легкими ссадинами и сломанным шлемом. Да, кстати, спасибо магазину Кант за предоставленный шлем.
Артем Большой: Полный набор настоящего автономного велопутешествия, борьба со стихией, случайные знакомства, тупые шутки, падения, взлеты, просто восторг!
Алексей: В целом можно отправляться на любом велосипеде в любое путешествие. Чуйский тракт отлично проезжается на шоссейнике, качество асфальта идеальное. А вот для долины реки Чулышман лучший вариант – это МТБ с мягкой вилкой. В общем, у любого велосипеда есть свои преимущества и недостатки. Я выбрал для себя гравийник на 650-х колесах (27.5 дюймов); в целом получился достаточно универсальный вариант.
Особое внимание, пожалуй, я б уделил сумкам, очень важно, чтобы они не промокали.Артем Кот: Лучший вариант ― это гравел велик с карбоновой вилкой, мои покрышки были 46-ой ширины, но можно и побольше, так будет намного комфортней. Ну и сумки… Да, присоединяюсь. Только непромокаемые!
Алексей: Ощущения, да, были немного уставшие, ну и хотелось помыться. Но это из-за спринта в последний день, а так всё отлично. Единственное, хотелось пиццы, благо, она есть в Горно-Алтайске.
Артем Кот: А я, вернувшись домой, сразу же собрал велик и помчался колесить по Московской области!Артем Большой: Жесть была, ноги коловые, впереди ещё скайраннинг забег на Эльбрусе. Как жить эту жизнь дальше?
Алексей: Если говорить о поездке на Алтай, то это был метод исключения, выбор стоял между Норвегией, Дагестаном или Алтаем, взвесив все за и против, остановили свой выбор на Алтае.
Артем Кот: Сначала мы планировали путешествие из Мурманска в Норвегию, но снаряжение, которое было у парней, не позволяло быть в столь холодном климате. Уроки из поездки извлечены, к следующей будем готовы на все 100%.Артем Большой: Алтай – это неописуемая красота. Ну и плюс – удаленность от цивилизации! Собственно, за это его и выбрали.
Артем Кот: 550 км, набор высоты 6000+, старт мы начали с паромной переправы Телецкого озера, Балыкчи. Первый день выдался тяжёлым, мы доехали до перевала Кату Ярык, поздно ночью, примерно в 22-00, было принято решение штурмовать этот крутой перевал в пешую. В этот вечер погода была не на нашей стороне, на середине подъёма началась сильнейшая гроза с ливнем. Поднявшись наверх и оценив общее состояние группы, решили переночевать в гостевом домике. Нам повезло, достался национальный дом, аил, там мы смогли отогреться и высушить промокшие вещи. На второй день мы доехали до Улаганского перевала, ночевали в палатках в 500 метрах от дороги, так как рассказы людей о неугомонных местных внушали опасения. Далее мы штурмовали перевал Улаган, Семинский перевал, попутно останавливались в Онгудайском районе. Там сошёл один из наших товарищей. Конечной точкой маршрута было возвращение в Горно-Алтайск.
Алексей: Миксовали гостевые дома с палатками. Но, наверное, если б я поехал ещё раз – не стал бы брать палатку, проблем с поиском жилья нет совсем, гораздо сложнее найти хорошее место под палатку.
Артем Большой: Сейчас так и не скажешь, что было сложнее. Например, толкание велика в горку с набором 800 м под ливнем мне далось легко, и наоборот пологие проезжаемые подъемы давались тяжелее, каждый перевал – своего рода ключевая точка и испытание.
Артем Кот: Самым сложным была дорога до Горно-Алтайска, когда остается 60 км, и ты мысленно уже дома. Понимаешь, что твое невероятное путешествие почти закончилось!
- А кроме эффектного падения с велосипеда какие-то курьезы в дороге были?
Алексей: Наш паром заглох посреди Телецкого озера, и минут 40 пьяная команда судна пыталась его завести. Про происшествия уже сказал. Один наш товарищ достаточно опасно упал. Но, слава Богу, цел…
Артем Большой: Это был я. ☺ На спуске, со скоростью не менее 50 км/ч, улетел в колею и, пролетев 7 метров кувыркаясь, остановился головой в камень, шлем лопнул, голова целая, легкий испуг, ушибы, царапины, порванная куртка и урок на всю жизнь: катайтесь в шлеме!
Артем Кот: А еще один наш товарищ траванулся в пути и сошел с дистанции. Это был существенный удар по моральному духу команды.
Алексей: Самолетом до Горно-Алтайска. Велосипеды везли в коробках.
Алексей: В целом большой сложности нет, нужно только разобрать велосипед и упаковать его в коробку. Единственное, при вылете из Горно-Алтайска трудно найти коробку для велосипеда, но строительный рынок и пупырка нам помогли обойтись без неё. Обычно у авиакомпаний билеты с багажом предусматривают провоз спортивного снаряжения. Так что, если вес велосипеда в коробке не более 23 кг, то это вообще никак не влияет на цену, но лучше уточнять это заранее.
Артем Кот: Маршрут подсмотрели у ребят, которые сняли незадолго до нашей поездки фильм. Они ездили примерно в июне.
Алексей: При наличии велосипеда и снаряжения самая большая статья расходов – это логистика. Дальше всё зависит от потребностей. Еда, ночлег. В целом сумма не супер большая, в среднем ночёвка выходила около 1,5 к рублей за человека, где-то дешевле, где-то дороже. Обед стоит +-300 рублей, ну а дальше все зависит от того, как часто этим всем пользоваться.
Артем Кот: Всё про всё вышло примерно 50-55 тысяч, у каждого по-разному. Я пил пиво, мне вышло дороже 😀Артем Кот: Памирский тракт! Но это безумие! ☺
Артем Кот: Возможно, только нужно согласовывать даты. Наша команда в основном работает в магазине Кант, но я лично – в финансовой структуре, мне сложно планировать отпуск).
Артем Большой: заходите ко мне в паблик. Там спишемся, если захотите.Алексей: Как ни странно, ни одну камеру мы не пробили за всю поездку. Если говорить об Алтае, то маст хэв – это симка МТС, практически везде есть связь, местами даже 4G, поэтому с эвакуацией в крайнем случае проблем быть не должно. Главное – иметь с собой какие-нибудь деньги на всякий пожарный. Повторюсь, логистика – самая большая статья расходов. По поводу поломок, идеально – быть уверенным в своем велосипеде ещё на выезде из дома, поэтому лучше сначала свозить его в сервис и проверить все узлы. По поводу каких-то мелких поломок, которые могут возникать по ходу дела, всё можно так или иначе поправить мультитулом, естественно с собой хорошо иметь смазку, замок цепи, ну и хомуты с армированным скотчем. Ну и аптечку, которой ты умеешь пользоваться.
Артем Кот: Обязательно нужна большая аптечка с собой, газовая горелка, фильтры для воды, технологическая одежда, которая спасет и от дождя, и от солнца. Мой загар от велошорт до сих пор не прошёл.
Резюмируя нашу беседу с покорителями Алтайских перевалов, хочется сказать, что велопутешествия, безусловно, требуют серьезной подготовки и некоторых финансовых затрат, но те невероятные эмоции, которые вы испытаете, и те красоты, которые вы увидите, не сравнятся с отдыхом на пляже по системе “все включено”.
И даже если сейчас подобный трип по Алтаю, или, быть может, по Памирскому тракту кажется вам чем-то фантастическим – помните, что при наличии желания и команды единомышленников возможно все. Кроме подъема на Эверест на байке. Хотя…
Кирилл Кудряшов
31 марта 2023