Кама 2.0

новости рынка

Велосипед Кама
Велосипед Кама

В конце 2022 года пермский завод" Форвард" поведал, что планирует возродить выпуск легендарного велосипеда "Кама", мечты каждого советского подростка. Новость эта вызвала бурное обсуждение, и среди прочих даже Мария Захарова, официальный представитель МИД, выдала полный ностальгии пост о любимом велосипеде детства.

Первую партию в 3000 велосипедов оптовики просто смели со склада "Форварда". В интернет-магазине производителя она даже не появилась. На радостях завод выпустил вторую партию, и сейчас, когда ажиотаж спал, "Кама" стала доступна практически во всех магазинах, и ее стали обсуждать уже предметно. Многим блогерам довелось на ней прокатиться и поделиться ощущениями.

 Взглянем на старую-добрую "Каму" и на "Каму 2.0", выпущенную "Форвардом" в этом году!

"Кама" советская

Этот велосипед действительно был так хорош? Или история с "Камой" аналогична истории с советским пломбиром, который все сейчас так хвалят, но признают, что единственным конкурентом этого мороженого в те годы были сосульки с крыш домов?

 У "Камы", как и у пломбира, практически не было конкурентов в сегменте велосипедов для подростков. Тем, у кого "Камы" не было, приходилось гонять на батином "Урале" стоя, потому что сидя ноги до педалей не дотягивались. Но "Кама" при этом была действительно хороша… Она была складной, а потому могла храниться дома в дальнем уголке всю зиму и никому не мешать, в отличие от тех же несчастных "Уралов", которые зачастую подвешивали за перилами балкона от нехватки места.

В сложенном виде помещалась в багажник не только "УАЗика", но и "Жигуленка", а потому легко путешествовала на дачу и с дачи. При этом регулировкой высоты седла и наклона руля можно было добиться комфортного положения как для подростка, так и для взрослого человека, так что на "Каме" зачастую ездила вся семья что в городе, что на даче. Дети катались по двору, мама ездила в магазин за молоком, отец – в другой магазин, за пивом.

 Небольшие колеса позволяли лихо стартовать с места, а малый вес и рациональная центровка – эффектно поставить велосипед на дыбы. К минусам старой "Камы" можно было отнести разве что не слишком надежный узел фиксации рамы. Затягивать его надо было тщательно и внимательно. Чуть недоглядел – велосипед мог разложиться в дороге.

Немаловажным фактором была и цена – "Кама" была чуть дешевле своих более крупных собратьев. И вот, после 30 лет выпуска и почти 30 лет забытья, "Форвард" выпускает новую "Каму", приурочив это событие к 300-летию Перми.

 Какой же она получилась?

"Кама" современная

Новая "Кама" – наполовину китаянка. Значительная часть деталей производится на азиатских заводах, привозится в Пермь, комбинируется с деталями собственного производства "Форварда" и собирается в готовый велосипед. Так что очевидно, что новая "Кама" – это совершенно новый велосипед, лишь по дизайну приближенный к "Каме" классической.

 Отличается она и по техническим характеристикам, причем, по словам Владимира Береснева, одного из основателей пермского велосообщества, не в лучшую сторону. Из плюсов – новая "Кама" примерно на килограмм легче старой, и у нее более надежный, безопасный замок рамы. В остальном же… Она менее компактна, и в сложенном состоянии вряд ли уже войдет в багажник среднестатистического седана, ну и главное, новая "Кама" получилась более короткой. Расстояние от подседельной трубы до рулевого стакана – несколько меньше, чем у советской модели, в результате человеку с ростом более 1,7 метра на этом велосипеде ехать будет уже некомфортно.

Велосипед Кама в сложенном состоянии
Велосипед Кама в сложенном состоянии

Что до легендарной надежности советской "Камы", многие экземпляры которой все еще можно найти на "Авито", время покажет, насколько живуч новый велосипед.

На волне ностальгии

Цена новой "Камы" – около 14 000 рублей. Вполне адекватная цена, но… Рынок перенасыщен предложениями в этой ценовой категории. И у российских производителей, и у китайских, представленных на наших витринах, есть складные городские велосипеды в ценовой категории от 10 до 15 тысяч рублей. И принципиальной разницы между новой "Камой" и сходным с ней велосипедом STELS – нет.

 Однако "Кама" – это бренд с более чем полувековой историей, вот продажи и прут, гонимые волной ностальгии. Не исключено, что многие ее покупатели – ни разу не активные велосипедисты, и просто купили себе велик, чтобы стоял на даче, в гараже, ради одной–двух поездок в год.

В следующем году "Форвард" обещает расширить линейку "Камы", выпустив велосипеды разного размера и комплектации. Среди прочего – обещают и модель с переключением скоростей. Но, думаю, к тому моменту ажиотаж уже спадет. Ну а современным подросткам "Кама" вряд ли будет интересна. Нет у них той ностальгии по советскому. Да и стиль езды у них другой, как и требования к внешнему виду байка.

А у вас была "Кама"? Та самая, любимица всех подростков в стране победившего социализма? Поделитесь воспоминаниями о ней в комментариях! А, может быть, вам довелось поездить на новой "Каме"? Тоже будет очень интересно узнать ваше мнение об этом велосипеде!


Кирилл Кудряшов
15 июля 2023