И, естественно, чтобы не попасть впросак (а точнее – в аварию), велосипедисту необходимо отслеживать изменения в ПДД.
В 2023 году, 1 марта, внесены изменения в ПДД. Основные новшества в них касаются владельцев самокатов, моноколес и прочих средств индивидуальной мобильности, которые наконец-то появились в ПДД (ранее самокатчики юридически считались просто очень быстрыми пешеходами), но некоторые моменты касаются и велосипедистов. Вот о них и поговорим…
Педали или рукоятки
Первое изменение коснулось самого определения велосипеда. Поскольку свежая редакция ПДД имела своей целью законодательное определение средств индивидуальной мобильности (СИМ), то велосипед нужно было как-то отделить от самокатов, скейтбордов и моноколес.
Так вот, если раньше велосипедом считалось транспортное средство с по крайней мере двумя колесами, приводимое в движение В ЧАСТНОСТИ с помощью педалей или рукояток, то с 1 марта 2023 года это "в частности" из описания исчезло.
То есть теперь все, что имеет педали или рукоятки, приводящие данное транспортное средство в движение – это велосипед. При этом ничто не мешает велосипеду иметь НАРЯДУ с педалями или рукоятками, электродвигатель, но с мощностью не более 0,25 кВт и автоматически отключающийся на скорости в 25 км/час.
Видимость на дороге
Ранее пункт 24.10 РЕКОМЕНДОВАЛ велосипедистам, движущимся в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, иметь на одежде световозвращающие элементы, чтобы быть более заметным для водителей других транспортных средств.
Теперь этот же пункт РЕКОМЕНДУЕТ всем велосипедистам и водителям СИМ стараться быть более заметными на дорогах в населенном пункте, но в случае, если вы передвигаетесь на велосипеде или СИМ ЗА ГОРОДОМ в темное время суток – вы теперь ОБЯЗАНЫ иметь на одежде световозвращающие элементы.
В принципе для адекватного велосипедиста это нововведение не несет ничего нового. Ехать ночью по трассе в черной одежде и без заднего фонаря может только самоубийца. Нормальный человек старается быть более заметным для автомобилистов и в городе. А уж за городом, где нет фонарей вдоль дороги, а тормозной путь куда больше – и подавно.
Светофор для велосипедистов
Ранее светофор для пешеходов (с силуэтом человека) распространялся и на велосипедистов. Ну а велосипедный светофор (с силуэтом велосипеда) был руководством к действию и для пешеходов.
Теперь их влияние четко разделено. Велосипедный светофор – он только для велосипедистов! Ну а пешеходный – только для пешеходов. Только не забывайте, что пересекать дорогу по пешеходном переходе мы с вами, велосипедисты, можем только на своих двоих. На двух ногах в смысле, а не на двух колесах. То есть там, где действует пешеходный светофор мы автоматически становимся пешеходами.
Пожалуй, это новшество в ПДД – самое незаметное и неважное. Почему? Да потому что велосветофоров у нас в стране ничтожно мало. Вот скажите, в вашем городе хоть один есть?
Дневные ходовые огни
Помните, как в 2010-м году все автомобили обязали ездить с включенными фарами даже днем? Появился термин "дневные ходовые огни", и они должны были быть включены у КАЖДОГО транспортного средства.
То есть фактически и мы, велосипедисты, последние 13 лет должны были ездить с дневными ходовыми огнями. У вас на велосипеде они были установлены? Сильно сомневаюсь. Большинство людей об этом правиле даже не задумывались.
С 1 марта 2023 года в этом пункте ПДД появилось уточнение: в светлое время суток на всех транспортных средствах (кроме велосипедов) должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.
Правда получается, что с включенными фарами теперь должны ездить самокаты, моноколеса и беговелы (у беговела ведь нет педалей, значит он – не велосипед, а СИМ). Но это уже не наша проблема, правильно?
Стоянка у края проезжей части
До 1 марта 2023 года кое-где на дорогах можно было встретить комбинацию знаков, разрешающую стоянку велосипедов у края проезжей части. Редкостью это было невероятной, но такая парковка могла существовать.
Больше не может. Велосипедам у края проезжей части парковаться теперь нельзя! Нигде и никак.
Не больно-то и хотелось, правильно?
Уступаем всем
Пункт 24.6, касающийся преимущества пешеходов перед велосипедистами, дополнился упоминанием СИМ. Для нас там ничего не изменилось, но не лишним будет напомнить, что на тротуаре у пешехода преимущество, на велопешеходной дорожке – тоже, и даже если пешеход вышел на ВЕЛОСИПЕДНУЮ дорожку, выбирать скоростной режим велосипедист должен так, чтобы не снести этого бедолагу и не покалечить.
Однако в новой редакции появился пункт 24.6¹, регламентирующий правила пересечения велосипедистом проезжей части.
Пересекая проезжую часть ВНЕ пешеходного перехода, велосипедист должен уступить дорогу любым другим участникам дорожного движения.
На первый взгляд все очевидно. Вы вряд ли станете внаглую переезжать дорогу, по которой едет КАМАЗ, рассчитывая, что он вас пропустит. Но вчитайтесь: "уступить дорогу ЛЮБЫМ другим участникам дорожного движения". Даже не транспортным средствам. Всем! Даже пешеходам!
Просто запомните, что по новым ПДД, пересекая дорогу, вы должны уступить всем, будь то КАМАЗ, самокатчик или даже пешеход.
Все остальные пункты, касающиеся велосипедистов, остались без изменения. Так что изучите и запомните текст выше, и вперед, в новый велосезон, соблюдая все правила.
Кирилл Кудряшов
11 апреля 2023