Что получается: если вы отправляетесь в поездку километров на 200-300, то 50 из них велосипед везет вас, а остальной путь вы крутите педали аппарата, который килограмм на 10 тяжелее аналогичного, не отягощенного электроприводом.
А учитывая, что туристическая поездка далеко не всегда проходит по ровным дорогам (как писали Аркадий и Борис Стругацкие: "Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта"), то часто бывает, что велосипед приходится иногда тащить на себе. А разница между 15 кило у вас на плече и 25 кило – весьма ощутимая и неприятная.И если компактные и легкие электродвигатели уже существуют (например китайский производитель Bafang год назад представил мотор M820 весом всего в 2,5 кг), то с аккумуляторами все печальнее. Современные Li-ion аккумуляторы весят от 5 кг, и чем больше запас автономного хода, тем тяжелее будет аккумуляторная батарея.
Так что же, ставим крест на электровелосипеде, как средстве передвижения на большие расстояния?
Нет. Даже сейчас – нет.
100 километров – это очень и очень неплохо. Особенно, если расходовать заряд экономно, помогая себе на трудных участках пути.
Во-вторых, при грамотном подборе и расположении снаряжения, а также правильной посадке, чтобы снизить сопротивление воздуха, по крайней мере на ровных участках пути большой разницы в педалировании обычного и утяжеленного мотором и аккумулятором байка вы не заметите.В-третьих, можно взять с собой запасной аккумулятор. Да, это +5 кило и + $330. Но это добавит вам минимум 100 километров автономного хода! Минимум – потому что в дороге его можно и подзарядить. В кафе, в гостинице или просто у неравнодушных людей (как вариант – за умеренную плату).
В-четвертых, есть электробайки, заточенные под путешествия на существенно большие расстояния. Например Delfast TOP 3.0! Правда, весит он около 70 кг, и если где-то в пути вам нужно будет, например, форсировать неглубокую реку, мне остается вам только посочувствовать. Да и стоит он $6500, что по карману далеко не каждому. Но главный посыл вы поняли: путешествовать на электробайке можно уже сейчас!А что же в перспективе?
Графеновые аккумуляторы будут весить как минимум вдвое меньше своих литий-ионных собратьев, а их электроемкость будет вдвое больше. И главное их преимущество – скорость зарядки. Она будет исчисляться не часами, а минутами!
Заметили, что я говорю о графеновых аккумуляторах в будущем времени? Все потому, что сейчас они существуют только в виде проектов и экспериментальных моделей. Слишком много проблем, которые ученым еще предстоит решить прежде, чем эта технология станет доступна массам. Но когда это произойдет – графеновые аккумуляторы наверняка произведут революцию в электротранспорте!Также ученые возлагают надежды на литий-серные аккумуляторы. Они, в отличие от графеновых, уже существуют и используются! Например, именно ими был оснащен экспериментальный самолет Solar Impulse на солнечных батареях, установивший мировой рекорд нахождения в воздухе для подобных аппаратов – 26 часов. Литий-серные аккумуляторы способны запасти гораздо больше энергии, чем литий-ионные, и стоят значительно дешевле. Где же подвох?
В сроке жизни. Если Li-ion аккумулятор спокойно выдерживает до 1000 перезарядок, то Li-S пока что – не больше 100. Но ученые не сдаются!Ну и последний перспективный вариант велосипеда для путешествий – это велосипед, оснащенный солнечными панелями. Где их разместить? Уже есть экспериментальные проекты с панелями на колесных дисках (потенциальные проблемы – их часто нужно чистить, и при сильном боковом ветре вас просто сдует с дороги) и на крыше велосипеда (с одной стороны – плюс: защита от непогоды, с другой – минус: ухудшается аэродинамика и компактным такой велосипед уже не назовешь).
Иные энтузиасты экспериментируют с солнечными панелями уже сейчас. Таскают их складные модели с собой, раскладывая на привале и подзаряжая аккумулятор.В общем, будущее – радужно, но путешествовать на электровелосипедах можно уже сейчас.
Кирилл Кудряшов
21 июня 2023