Электробайк для путешествий: сейчас и в будущем

инфо, электробайк

Электровелосипед Delfast TOP 3.0
Электровелосипед Delfast TOP 3.0

Не раз и не два поднимали мы с вами тему путешествий на велосипеде. Обсуждали, что брать с собой, как грамотно расположить груз на вашем железном коне и, наконец, каким должен быть этот самый конь.

Но ни разу еще не поднимали тему путешествия на электрическом велосипеде. Почему? Да потому, что нынешние электробайки к поездкам на несколько сотен километров еще не вполне готовы.

Минусы электрического велосипеда

Что вообще такое электровелосипед? Те же два колеса, рама, руль и педальный привод, но еще и с аккумулятором и электромотором. В этом-то и загвоздка. Запас хода на большинстве современных электробайков – порядка 50 км. А их масса существенно больше обычного велосипеда, в первую очередь, за счет аккумуляторных батарей.

 Что получается: если вы отправляетесь в поездку километров на 200-300, то 50 из них велосипед везет вас, а остальной путь вы крутите педали аппарата, который килограмм на 10 тяжелее аналогичного, не отягощенного электроприводом.

А учитывая, что туристическая поездка далеко не всегда проходит по ровным дорогам (как писали Аркадий и Борис Стругацкие: "Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта"), то часто бывает, что велосипед приходится иногда тащить на себе. А разница между 15 кило у вас на плече и 25 кило – весьма ощутимая и неприятная.

 И если компактные и легкие электродвигатели уже существуют (например китайский производитель Bafang год назад представил мотор M820 весом всего в 2,5 кг), то с аккумуляторами все печальнее. Современные Li-ion аккумуляторы весят от 5 кг, и чем больше запас автономного хода, тем тяжелее будет аккумуляторная батарея.

Электромотор Bafang M820
Электромотор Bafang M820

Не будем забывать и о таком немаловажном факторе, как цена. Несмотря на то, что в последние годы электробайки стали существенно более доступными, они все еще заметно дороже механических двухколесных "бродяг".

 Так что же, ставим крест на электровелосипеде, как средстве передвижения на большие расстояния?

Нет. Даже сейчас – нет.

Электровелосипед для путешествия

Во-первых, даже с доступным сейчас оборудованием при установке на байк упомянутого выше мотора, и, например, аккумулятора от китайского же производителя ChamRider, вы получите систему весом 7,5 килограмм с запасом автономного хода в 100 км, при цене этого комплекта около $1000.

Аккумулятор для велосипеда ChamRider
Аккумулятор для велосипеда ChamRider

 100 километров – это очень и очень неплохо. Особенно, если расходовать заряд экономно, помогая себе на трудных участках пути.

Во-вторых, при грамотном подборе и расположении снаряжения, а также правильной посадке, чтобы снизить сопротивление воздуха, по крайней мере на ровных участках пути большой разницы в педалировании обычного и утяжеленного мотором и аккумулятором байка вы не заметите.

 В-третьих, можно взять с собой запасной аккумулятор. Да, это +5 кило и + $330. Но это добавит вам минимум 100 километров автономного хода! Минимум – потому что в дороге его можно и подзарядить. В кафе, в гостинице или просто у неравнодушных людей (как вариант – за умеренную плату).

В-четвертых, есть электробайки, заточенные под путешествия на существенно большие расстояния. Например Delfast TOP 3.0! Правда, весит он около 70 кг, и если где-то в пути вам нужно будет, например, форсировать неглубокую реку, мне остается вам только посочувствовать. Да и стоит он $6500, что по карману далеко не каждому. Но главный посыл вы поняли: путешествовать на электробайке можно уже сейчас!

 А что же в перспективе?

Электровелосипеды будущего

В перспективе у нас, во-первых, новые типы аккумуляторов. Еще в 2004-м году ученые открыли способ получения графена. Третьей формы углерода, представляющей из себя пленкообразное вещество.

 Графеновые аккумуляторы будут весить как минимум вдвое меньше своих литий-ионных собратьев, а их электроемкость будет вдвое больше. И главное их преимущество – скорость зарядки. Она будет исчисляться не часами, а минутами!

Заметили, что я говорю о графеновых аккумуляторах в будущем времени? Все потому, что сейчас они существуют только в виде проектов и экспериментальных моделей. Слишком много проблем, которые ученым еще предстоит решить прежде, чем эта технология станет доступна массам. Но когда это произойдет – графеновые аккумуляторы наверняка произведут революцию в электротранспорте!

 Также ученые возлагают надежды на литий-серные аккумуляторы. Они, в отличие от графеновых, уже существуют и используются! Например, именно ими был оснащен экспериментальный самолет Solar Impulse на солнечных батареях, установивший мировой рекорд нахождения в воздухе для подобных аппаратов – 26 часов. Литий-серные аккумуляторы способны запасти гораздо больше энергии, чем литий-ионные, и стоят значительно дешевле. Где же подвох?

В сроке жизни. Если Li-ion аккумулятор спокойно выдерживает до 1000 перезарядок, то Li-S пока что – не больше 100. Но ученые не сдаются!

 Ну и последний перспективный вариант велосипеда для путешествий – это велосипед, оснащенный солнечными панелями. Где их разместить? Уже есть экспериментальные проекты с панелями на колесных дисках (потенциальные проблемы – их часто нужно чистить, и при сильном боковом ветре вас просто сдует с дороги) и на крыше велосипеда (с одной стороны – плюс: защита от непогоды, с другой – минус: ухудшается аэродинамика и компактным такой велосипед уже не назовешь).

Иные энтузиасты экспериментируют с солнечными панелями уже сейчас. Таскают их складные модели с собой, раскладывая на привале и подзаряжая аккумулятор.

 В общем, будущее – радужно, но путешествовать на электровелосипедах можно уже сейчас.


Кирилл Кудряшов
21 июня 2023