Черт на железном олене: велозаезд на 80 тысяч километров вдоль сухопутных границ СССР

интересная история

Глеб Травин
Глеб Травин

Имя Глеба Травина не упоминается в книге рекордов Гиннеса. О нем не снято ни одного фильма, и вообще, о Травине практически забыли. Подумаешь, проехал на велосипеде порядка 80 тысяч километров? Многие проезжали и больше.

Вот только Травин проехал вдоль сухопутных границ Советского Союза на обычном велосипеде, без дополнительного снаряжения, без денег, без поддержки, ночуя под открытым небом и питаясь тем, что смог сам поймать или собрать. И порядка 10 тысяч километров путешественник проехал по арктическим льдам, несколько раз встретившись с белыми медведями (одного он убил и съел), самостоятельно ампутировав себе пальцы ног и однажды заночевав в куче мертвых оленей.

 И что же получил Травин в знак признания своих заслуг? Значок ГТО и вымпел с надписью "Камчатский облсовет физкультуры активному ударнику физкультурного движения Камчатки".

Данные о его маршруте – весьма приблизительные, ибо все фотографии, сделанные в путешествии, и практически все путевые заметки Травина были сожжены его родственниками. Зачем? Давайте начнем с самого начала.

Сын лесника

Глеб Травин родился 28 апреля 1902 года в Псковском уезде. Его отец был лесником, и это во многом определило дальнейшую судьбу нашего героя. С малых лет Леонтий Травин брал своего сына в лес. Учил не выживать, но ЖИТЬ в лесу. Как устраиваться на ночлег, как разжечь костер, как поймать кролика или утку, как питаться сырым мясом, если нет возможности разжечь костер. Поэтому много лет спустя, планируя свое велопутешествие, Травин не взял ни палатки, ни спальника, ни ружья. Из оружия у него был с собой только нож.

 Глебу было 11 лет, когда его семья переехала в Псков, где отец устроился на работу дворником, а еще 10 лет спустя, в 1923 году, в Пскове состоялось знакомство, перевернувшее жизнь Травина. В город заехал ненадолго голландский велопутешественник Адольф де Грут в рамках своего маршрута по Европе. Пообщавшись с деятельным голландцем, Травин впервые задумался о собственном путешествии на велосипеде.

Кругосветном!

 Следующие пять лет он готовился к поездке. Катался, тренировался, изучал географию, зоологию, ботанику и даже слесарное дело. Целеустремленности Травина можно было позавидовать! И теперь, пять лет спустя, он был всесторонне готов к путешествию. За это время он проехал несколько тысяч километров, построил десяток маршрутов, продумал, что будет есть и пить в дороге, и был готов чуть ли не собрать новый велосипед из подручных материалов, если его байк сломается.

В 1928 году, отслужив в армии, Травин воспользовался правом на бесплатный проезд домой. Вот только местом своего жительства он, неисправимый искатель приключений, указал Камчатку, куда и отправился, чтобы какое-то время поработать там электриком.

 Написав несколько писем в разные инстанции с просьбой разрешить ему выезд из СССР для кругосветного путешествия, он быстро понял, что кругосветку партия не одобрит. Тогда он радикально перестроил своей маршрут и предложил в рамках популяризации физкультуры и спорта объехать Советский Союз по его границе.

На эту поездку было дано не только разрешение, но и выделен велосипед, американский Princeton 404. Фотоаппарат Kodak Травин купил уже на свои деньги… Собственно, эти два предмета были главными в его путешествии.

На телеге шайтана

Глеб Травин стартовал из Петропавловска-Камчатского 10 октября 1928 года. До Владивостока доплыл пароходом, а дальше – двинулся на велосипеде вдоль Транссиба, в сторону Новосибирска.

 Распорядок дня путешественника был довольно суровым. Всего два приема пищи – завтрак и ужин, и то, если будет что есть. В дорогу он взял с собой килограмм шоколада и 3,5 кило прессованных галет. Но, как вы понимаете, основной его рацион составляло то, что Травин мог сам добыть в дороге. Ягоды, грибы, попавшая в силки дичь. Между завтраком и ужином – езда на велосипеде. Норму Травин себе назначил 10 часов. Минимум, если сильно устанет – 8.

Когда Травин добрался до Байкала, озеро уже покрылось льдом. В планах было объехать его по северному берегу, но встреченный на пути смотритель маяка посоветовал ехать прямо по льду. Пересекая самое глубокое озеро планеты, Глеб пришел к выводу, что по льду ехать даже удобнее, чем по берегу, и пересмотрел свои планы дороги через Арктику, решив ехать по поверхности Северного Ледовитого океана.

 Добравшись до Новосибирска, обросший как бирюк Травин свернул на юг, в казахские степи. Начиная свой поход, он дал зарок не стричься, пока не вернется обратно на Камчатку.

На рукаве его красовалась повязка "Велопутешественник Глеб Травин", которую он, въезжая в каждую Советскую республику, просил местных жителей перевести на их язык. В Душанбе случился казус. В редакции газеты, где Травин традиционно попросил сделать перевод его надписи, столкнулись с проблемой. Не было в узбекском языке слова "велосипед". Так на рукаве Травина появилась надпись "Путешественник на шайтан–арбе", то есть на телеге шайтана.

 Из жаркой средней Азии примерно в июле 1929 года Травин добрался на Кавказ, переплыв Каспий на пароме. Дальше была Грузинская ССР, Крым, Украинская ССР, Европейская часть России и, наконец, в ноябре 1929-го, чуть более чем через год после начала путешествия, Травин оказался в Мурманске, откуда началась полярная часть его путешествия.

И по сравнению с ней все предыдущие тысячи километров были легкой разминкой…

Через Белое Безмолвие

Вскоре после выезда из Мурманска Травин понял, что имевшаяся у него зимняя одежда – недостаточно зимняя для Белого Безмолвия. Поэтому он раздобыл у местных охотников меховой комбинезон, в котором и ехал, и спал, зарываясь в снег. О палатке и спальнике он по-прежнему не помышлял, отменное здоровье и многолетняя привычка спать на свежем воздухе помогали Травину обходиться без них.

 Однако, не проехав и тысячи километров по снегу, Травин едва не погиб. Проснувшись утром, он обнаружил себя накрепко вмерзшим в лед. Ночью из трещин во льду проступила морская вода, пропитала его комбинезон и меховые сапоги и застыла. После долгой и упорной работы ножом он сумел вырваться из холодного плена, но вещи оказались сильно повреждены. Один из сапогов так вообще просил каши, у него практически отвалилась подошва.

Понимая, что смерть близка, Травин прыгнул на свой велосипед и погнал наудачу вперед, ища признаки хоть какого-то человеческого жилья. Почти сутки безостановочной езды, и вот обессилевший и серьезно обмороженный Травин вваливается в чум к ненецким оленеводам. Повезло еще, что он наткнулся на олений след и поехал по нему. Однако последний участок пути до стойбища он преодолевал ползком, так как обмороженные ноги отказали. Большие пальцы на ногах приобрели черно-фиолетовый цвет, и путешественник, понимая, что это может быть признаком гангрены, частично ампутировал их себе сам, прямо там, в чуме, своим верным ножом.

 Как это, "частично"? Срезал ножом омертвевшие ткани почти по самую кость. От видевших это ненцев по тундре распространился слух, что по льду на восток едет не то дух, не то сам черт на железном олене.

Немного оправившись от обморожения и ампутации, Травин отправился дальше, ловя рыбу на велосипедную спицу в трещинах во льду, охотясь на песцов, тюленей, оленей и даже белых медведей. Медведя он убил как минимум одного. Возможно – больше, но походный дневник Травина был уничтожен его родными, поэтому, может быть, их было гораздо больше. А та медведица, о которой известно достоверно, была уже старой. Но все равно довольно сложно представить, как человек, вооруженный одним лишь ножом, может противостоять белому медведю, даже очень и очень пожилому.

 Много всего случилось с Травиным в пути. Вскоре после обморожения на него, еще не оправившегося до конца, напал песец. Сбил с велосипеда, повалил на снег и попытался загрызть. Но сын лесника оказался сильнее.

Близ Таймыра он провалился под лед. Выбрался, вытащил велосипед и сумел высушить одежду без огня. Сначала – снял ее и, завалившись в сугроб, сушил ветром, затем, надев обратно, сушил теплом своего тела, перемещаясь бегом. Кто знает, как бы закончилась эта история, не встреться на пути замерзающего Травина куча оленьих туш, сваленная оленеводами. Куча еще теплых мертвых оленей. Зарывшись в нее, он уснул, а проснулся уже сухим и отдохнувшим.

 На Чукотке Травин обнаружил кладбище мамонтов и прихватил с собой один бивень. На Индигирке – немного передохнул, устроившись в местную школу учителем географии. Просто представьте на секунду, что у вас преподает учитель, объехавший почти весь Союз по периметру на велосипеде! Сколько историй он рассказал детям… Аж зависть берет!

Часть пути вскоре после обморожения и ампутации пальцев он проделал на удачно подвернувшемся ледоходе "Ленин", познакомившись там с легендарным исследователем Арктики Николаем Евгеновым и не менее известным летчиком Борисом Чухновским.

 В июле 1931 года Травин доехал до мыса Дежнева, откуда снова попросил разрешения на кругосветку, но снова получил отказ. Остаток пути до Камчатки он проделал на пароходе, завершив свое путешествие почти три года спустя после его начала.

Реконструкция маршрута Глеба Травина на основании данных маршрутной книжки
Реконструкция маршрута Глеба Травина на основании данных маршрутной книжки

Дальнейшая жизнь Глеба Травина была практически обыденной. Он продолжал увлекаться спортом и кататься на велосипеде. Вовлекал в спорт молодежь, был тренером мотоциклистов и мотогонщиков. В 1962 году вернулся в Псков, где и прожил до самой своей смерти в 1979 году, дожив до 77 лет.

Уолтер Митти курит в сторонке

Неизвестно точно, где Глеб Травин познакомился с Вивианом Итиным, первым советским писателем-фантастом. Может быть, в Новосибирске, где последний руководил журналом "Сибирские огни". Может быть, уже на ледоколе "Ленин", в экспедиции которого Итин также участвовал. Но факт в том, что Итин, впечатленный путешествием Травина, вызвался быть его биографом.

 Однако в 1938 году Итин был арестован по сфабрикованному делу о шпионаже в пользу Японии, и семья Травина, опасаясь попасть в жернова машины репрессий за связь с опальным писателем, уничтожила все имевшиеся дома документы и фотографии, привезенные из путешествия.

Так Травин лишился и биографа, и всех своих наработок. Поэтому информация о его велозаезде – обрывочна и не точна. Достоверно неизвестно даже, какое именно расстояние он покрыл на велосипеде. Разные исследователи называют числа от 80 до 110 тысяч километров. Расстояние, пройденное им за полярным кругом, оценивают в 10 – 13 тысяч километров.

 Какой мог бы получиться фильм из этой истории… Выдуманная "Невероятная жизнь Уолтера Митти" – легкая прогулка по сравнению с абсолютно реальным путешествием Глеба Травина. Увы, путешествием практически забытом…

Но теперь о нем знаете и вы. И, кто знает, может быть именно вы расскажете о нем миру так, что имя Глеба Травина, путешественника на телеге шайтана и черта на железном олене, прогремит на весь мир!


Кирилл Кудряшов
4 августа 2023