А насколько сильно вы удивитесь, если я скажу, что велосипед "Урал", точнее ― "URAL", выпускался в России еще до революции?
Доказательств существования велосипеда Артамонова нет. Модель, выдававшаяся за тот самый, якобы первый в мире велосипед, как показали исследования, изготовлена много позже. Стали, из которой выполнена его рама, в 1800 году еще не существовало. Но легенда жива до сих пор. Мол, да, в музее выставлен был не тот велосипед. Но Советской власти же нужно было что-то демонстрировать? Подтвердить конкретным велосипедом очень выгодную для СССР легенду о том, что русские были первыми едва ли не во всем! Причем уникальные изобретения создавали не баре и не интеллигенция, а простые русские мужики. Рабочие и крестьяне.
В большинстве источников указывается, что история об уральском велосипеде была придумана при Сталине, но есть версии и о том, что зародилась она еще в XIX веке. И тут мы возвращаемся к упомянутому выше велосипеду "Урал", полным названием которого было…Однако нас с вами не интересуют детали истории компании в XX веке. Крах, возрождение из пепла, открытие дочерней организации в Индии и полный перенос активов туда. Все это было потом.
А в конце XIX – начале XX века, на волне мирового велосипедного бума, "Энфильд" выпускал велосипеды, причем велосипеды дорогие и качественные. Среди прочих была даже эксклюзивная модель "Enfield Rich", изготовленная для великой княгини Ольги Александровны.
Велосипедный рынок России в начале XX века развивался бурно, а свое велопроизводство находилось еще в зачаточном состоянии, чем и воспользовались предприимчивые британцы, открывшие в Москве "дочку" компании "Enfield" и начавшие выпускать велосипеды. Как сказали бы сейчас, это было предприятие по финишной сборке. Комплектующие привозились из Великобритании, какие-то малоценные и простые в изготовлении запчасти изготавливались в Москве и затем собирались в единое целое – велосипед серии "Enfield URAL", в которой существовали четыре модели: дорожный, дорожный облегченный, гоночно-дорожный и дамский. На рулевой колонке британско-московского "Урала" красовался триколор, подтверждающий изготовление велосипеда в России!
URAL был велосипедом недешевым. От 170 до 185 рублей. Для понимания соотношения цен "тогда" и "сейчас", за 150 рублей около 1910 года можно было купить себе отличную лошадь.Ну и, собственно, главный вопрос этой статьи – почему "URAL"? Почему не "Enfield MOSCOW", "Enfield RUSSIA" или что-то еще? Почему в названии модели "Enfield", выпускавшейся в России, звучит упоминание реки, в которой еще предстоит утонуть Чапаеву, или гор, разделяющих Европу и Азию?
Причин на то может быть две.Первая – известность Уральских заводов Демидова, поставлявших императорскому двору чугуны и стали еще с Петровских времен. Несмотря на то, что рама "Урала" изготавливалась в Великобритании из металлов, выплавленных на Туманном Альбионе, вполне возможно, что российскому представительству "Enfield" хотелось подчеркнуть связь своего велосипеда с высококлассным металлом Демидова.
Ну а вторая – легенда об уральском изобретателе велосипеда все-таки была придумана не при Сталине, а существовала еще в царской России. И "URAL" – отсылка к велосипеду Артамонова. Но это, разумеется, только гипотеза. Гипотеза, которая, даже окажись она верной, все равно никак не доказывает изобретение первого велосипеда на Урале.
Кирилл Кудряшов
20 марта 2024