Автомобиль для велосипедиста

интересная история

Концепт Fiat 500, 1992 год
Концепт Fiat 500, 1992 год

Странное словосочетание, не правда ли? А меж тем подобный концепт был предложен итальянским автомобильным ателье Zagato 30 лет назад. Основан он был на базе автомобиля Fiat 500 и назывался Z-Eco.

Был ли он бессмысленным дизайнерским бредом или же, наоборот, существенно опередил свое время?
 
Взгляните на него.
Автомобиль Z-Eco на базе Fiat 500
Автомобиль Z-Eco на базе Fiat 500
 
Качественных фотографий Fiat 500 Z-Eco 1992 не уцелело, а прототип благополучно канул в Лету. Хотя, быть может, стоит сейчас в чьей-то частной коллекции… Но по дизайнерским рисункам понятна основная задумка его создателей.
 
Автомобиль – двухместный, без багажника. Причем на заднем сиденье места катастрофически мало, и пассажиру приходится сидеть не прямо по ходу движения, а по диагонали.
 
Зато правую сторону авто полностью отвели под велосипед.
 
Назначение Z-Eco очевидно. На таком автомобиле я бы с удовольствием отправился на Алтай, взяв с собой любимый горный байк. По Чуйскому тракту – на машине, а дальше, припарковав ее на одной из турбаз, по бездорожью можно добираться на велосипеде.
 
Z-eco был бы прекрасным автомобилем для людей, работающих в городе, но живущих в его окрестностях. Доехал до города, бросил машину на перехватывающей парковке, а дальше, до работы – на велосипеде, не боясь городских пробок.
 
Удобно? Удобно.
 
Расположение велосипеда позволяет без труда въехать в подземные паркинги, что иногда затруднительно при установке велосипеда на крышу машины.
 
Но были у этого автомобиля и не менее очевидные минусы. Отсутствие симметрии. Бог с ним с необычным видом. Кто-то посмеется, а кто-то позавидует. Но ведь при такой компоновке авто различным будет износ правых и левых покрышек. А как насчет управляемости машины, у которой правая часть значительно легче левой?
 
Вообще много вопросов к аэродинамике Z-Eco. Но и их тоже отбросим, в конце концов, не гоночный спорткар переоборудовали под перевозку велосипеда.
 
Ну и сразу бросается в глаза отсутствие правого зеркала. Безопасность управления таким авто – тоже довольно сомнительная.
 
Таким образом, я все же склоняюсь к тому, что Fiat Z-Eco – неудачное дизайнерское решение. Минусов в конструкции существенно больше, чем плюсов.
 
А меж тем давно и повсеместно используются задние багажники для велосипедов. С их помощью также можно взять с собой байк куда угодно, от туристической поездки до рабочей.


Кирилл Кудряшов
3 ноября 2022